kritika-tvorchestvo-lermontov-otzyvy-sovremennikov
М. Ю. Лермонтов является одной из самых ярких и загадочных фигур в русской классической литературе XIX века.

В этой статье представлена критика о творчестве Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Демон"
Все материалы по творчеству Лермонтова








Критика о творчестве Лермонтова


В. Г. Белинский:

"Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! <...> Взгляд чисто онегинский. Печорин – это он сам, как есть. <...>

Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я пред ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества. <...> Большой свет ему надоел, давит его, тем более что он любит его не для него самого, а для женщин."
(В. Г. Белинский – В. П. Боткину, 16 – 21 апреля 1840 г.)

"После Пушкина ни у кого из русских поэтов не было такого стиха, как у Лермонтова, и, конечно, Лермонтов обязан им Пушкину; но тем не менее у Лермонтова свой стих. <...> ...В большей части стихотворений Лермонтова он [стих] отличается какою-то стальною прозаичностью и простотою выражения. Очевидно, что для Лермонтова стих был только средством для выражения его идей, глубоких и вместе простых своею беспощадною истиною, и он не слишком дорожил им. Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха; это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули."
(статья "Стихотворения М. Лермонтова", 1842 г.)

"...Лермонтов далеко уступит Пушкину в художественности и виртуозности, в стихе музыкальном и упруго-гибком... но содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет – с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина."
(В. Г. Белинский – В. П. Боткину, 17 марта 1842 г.)


Н. Г. Чернышевский:

"…Решительно ни один из наших поэтов до 1841 года включительно (когда была написана эта статья) не писал стихов таким безукоризненным языком, как Лермонтов; у самого Пушкина неправильных и натянутых оборотов более, чем у Лермонтова… <...>

Каждому известно, что некоторые из наименее зрелых стихотворений Лермонтова по внешней форме – подражания Пушкину, но только по форме, а не по мысли; потому что идея и в них чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей. Но ведь таких пьес у Лермонтова немного: он очень скоро совершенно освободился от внешнего подчинения Пушкину и сделался оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина."
("Очерках гоголевского периода русской литературы", 1855-1856 гг.)


П. А. Вяземский:

"Разумеется, в таланте его [Лермонтова] отзывались воспоминания, впечатления чужие; но много было и того, что означало сильную и коренную самобытность, которая впоследствии одолела бы все внешнее и заимствованное. Дикий поэт, т. е. неуч, как Державин например, мог быть оригинален с первого шага; но молодой поэт, образованный каким бы то ни было учением, воспитанием и чтением, должен неминуемо протереться на свою дорогу по тропам избитым и сквозь ряд нескольких любимцев, которые пробудили, вызвали и, так сказать, оснастили его дарование. В поэзии, как в живописи, должны быть школы. Оригинальность, народность великие слова; но можно о них много потолковать. Не принимаю их за безусловные заповеди..."
(П. А. Вяземский – С. П. Шевыреву, сентябрь 1841 г.)


В. Кюхельбекер:

"Простой и даже самый лучший подражатель великого или хоть даровитого одного поэта, разумеется, лучше бы сделал, если бы никогда не брал в руки пера. Но Лермонтов не таков, он подражает или, лучше сказать, в нем найдутся отголоски и Шекспиру, и Шиллеру, и Байрону, и Пушкину, и Кюхельбекеру, и даже Пфейфелю, Глейму и Илличевскому. Но и в самих подражаниях у него есть что-то свое, хотя бы только то, что он самые разнородные стихи умеет спаять в стройное целое, а это не безделица..."
(В. Кюхельбекер, запись в дневнике от 1844 г.)








А. И. Герцен:

"...«Мцыри». Читайте его, чтобы узнать эту пламенную душу, которая рвется из своих оков, которая готова стать диким зверем, змеей, чтобы только быть свободной и жить вдали от людей. Читайте его роман «Герой нашего времени»... который является одним из наиболее поэтических романов в русской литературе. Изучайте по ним этого человека — ибо все это не что иное, как его исповедь, его признания, и какие признания! Какие грызущие душу терзания! Его герой он сам. И как он с ним поступил? Он посылает его на смерть в Персию, подобно тому как Онегин погибает в трясине русской жизни. Их судьба столь же ужасна, как судьба Пушкина и Лермонтова..."
(А. И. Герцен, «О развитии революционных идей в России»)


А. В. Дружинин:

"Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе и ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. Загадочность, ее облекающая, еще сильнее приковывает к Лермонтову помыслы наши... <...>

Большая часть из современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, — говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу. По словам их,стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, — для того, чтоб разгадать сокровища любви, таившиеся в этой богатой натуре."
(А. В. Дружинин, статья "Сочинения Лермонтова", 1860 г.)


Ф. М. Достоевский:

"В самом деле, во всех стихах своих он мрачен, капризен, хочет говорить правду, но чаще лжет и сам знает об этом и мучается тем, что лжет, но чуть лишь он коснется народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ. <...> Повторяю, остался бы Лермонтов жить, и мы бы имели великого поэта, тоже признавшего правду народную, а может быть, и истинного «печальника горя народного». Но это имя досталось Некрасову..."
(Ф. М. Достоевский, очерк "Пушкин, Лермонтов и Некрасов", журнал "Дневник писателя", декабрь 1877 г.)


Н. А. Котляревский:

"Лермонтов не завещал людям ничего, кроме тревожных, вечно красивых образов, в которых воплотилось неустанное стремление и борение человеческого духа. Изнурительная душевная борьба приводила к ряду вопросов, на которые не было устойчивого ответа... сила вся уходила на поиски... В том виде, в каком поэзия Лермонтова перед нами, она – неразрешенный душевный диссонанс..."
(Н. А. Котляревский, книга "М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения", 1891 г.)


Д. Н. Овсянико-Куликовский:

"Едва ли можно сомневаться в том, что Лермонтов, по основному укладу психики, принадлежал к числу так называемых эгоцентрических натур. <...> ...Не следует смешивать понятие "эгоцентризма" с понятием "эгоизма". <...> 

Его поэтический гений, правда, созрел и дал обильные плоды, но далеко еще не обнаружил всего богатства своих сил. Миросозерцани поэта не вполне определилось. Лермонтов не нашел своего настоящего места в жизни и даже не жил... только играл жизнью, "баловался", растрачивая зря свои силы. <...>  ...Невольно напрашивается предположение, что период юношеского эгоцентризма затянулся у Лермонтова дольше, чем следует, и поэт умер, не успев выйти из этого периода. 

Но, вникая в дело, мы убеждаемся в противном. Если обратимся к тем образным произведениям Лермонтова, которые относятся ко времени расцвета его дарования, то... станет ясно, что эти творения свидетельствуют о чрезвычайно ярком и стойком эгоцентризме – не возраста, а самой натуры их автора. Важнейшие образы, им созданные, от демона до Печорина, оказываются субъективными: в них Лермонтов воспроизвел себя самого или некоторые существенные стороны своей натуры, равно как и свои личные психологические отношения к обществу, к людям, к миру." 
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, "М. Ю. Лермонтов: К столетию со дня рождения великого поэта", СПб, 1914 г.)


В. С. Соловьев:

"Произведения Лермонтова, так тесно связанные с его личной судьбой, кажутся мне особенно замечательными в одном отношении. Я вижу в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые.. можно назвать "ницшеанством"... <...>

Лермонтов, несомненно, был гений, то есть человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а следовательно, обязанный его исполнить. <...>

Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему я, – во всех его любовных произведениях, остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма. Я не говорю о тех только произведениях, где, как в "Демоне" и "Герое нашего времени", окончательное торжество эгоизма над неудачной попыткой любви есть намеренная тема. <...>

Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен был бороться, но которому скоро удалось... вызвать поэта лишь на идеализацию его. <...>

...Когда, после нескольких бесплодных попыток переменить жизненный путь, Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме ("Герой нашего времени" и "Валерик"). <...> 

...Как высока была степень прирожденной гениальности Лермонтова, так же низка была его степень нравственного усовершенствования. Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга – развить тот задаток великолепный и божественный, который он получил даром. Он был призван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, – но этого мы от него не получили. <...> 

Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных... Обличая ложь воспетого им демонизма... мы во всяком случае подрываем эту ложь..."
(очерк "Лермонтов", 1899 г. ("Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева", том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))


Н. Невзорова:

"Михаил Юрьевич Лермонтов является подражателем великому английскому поэму Байрону... <...> 

Стихотворения Лермонтова по содержанию можно разделить на 3 группы. К 1-й относятся те, в которых слышится байроновское разочарование в людях и отчуждение от них ("Ангел", "Дума"... и др.). Сюда же можно отнести и произведение "Демон", в котором добро ведет борьбу со злом. Здесь лучшие места: картины кавказских гор, роскошных долин Грузии и пр. Ко 2-й группе относятся те произведения, в которых выражается благотворное влияние красот природы на душу человека, теплое выражение сердечной нежности и, наконец, глубокое религиозное раздумье ("Мцыри", "Когда волнуется желтеющая нива"... и др.). К 3-й группе можно отнести стихотворения, которые проникнуты благоговение к славе отечества, любовью к русской старине и вообще к родине ("Два великана", "Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича..." и др.).

Из других произведений Лермонтова замечательны роман "Герой нашего времени" и драма "Маскарад". <...> 

В стихе Лермонтова слились лучшие свойства стихов первоклассных наших поэтов: "пленительная сладость" Жуковского, сила и изящество стиха Пушкина. В некоторых стихотворениях язык его отличается "алмазной крепостью"."
(Н. Невзорова, статья "М. Ю. Лермонтов", "Сборник статей из образцовых произведений русской словесности...", 1906 г.)

Это была критика о творчестве М. Ю. Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Демон"
Все материалы по творчеству Лермонтова