obraz-harakteristika-Mcyri-pojema-Lermontov
"Мцыри".
Иллюстрация
Ф. Д. Константинова
Поэма "Мцыри" была написана Лермонтовым в 1839 г. и впервые опубликована в 1840 г.

В этой статье представлена критика о поэме "Мцыри" Лермонтова, отзывы, анализ произведения.

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Мцыри"









Критика о поэме "Мцыри" Лермонтова



В. В. Сиповский:

"...В поэме "Мцыри"... Лермонтов опять переносит действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа – все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты.

Герой поэмы по происхождению – горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов... Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил "угрюмый, одинокий", не зная отца и матери... Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце. В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам... <...>

Этот "пламень", с юных лет... жил в его груди... Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы... Монахи нашли его умирающим от голода и утомления и принесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу...

...Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был "обняться с бурей", рукою готов был ловить молнии. Он чувствовал себя зверем... Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя...

Не только "дикое" и "звериное" природы нашло отклик в его сердце – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы... <...> Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!"
("Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности", под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)


Д. Н. Овсянико-Куликовский:

"Поэмы "Боярин Орша" и "Мцыри" воспроизводят один и тот же мотив, принадлежащий к числу излюбленных "лермонтовских"... <...>

Молодой человек, полный сил, с задатками бурных страстей, с жаждой воли, борьбы, жизни, томится в монастыре, обреченный на участь не то монаха, не то узника. Монастырь для него – тюрьма. Он рвется на волю. Он бежит...

Оба героя (Арсений и Мцыри) много говорят о себе, их речи – признания, исповедь. В этих-то речах и выражено то, что следует признать в обоих поэмах "лермонтовским" по преимуществу. Это именно антитезы затворничества и воли – пылкой, страстной натуры, восстающей против всякой дисциплины и сурового режима (все равно какого: монастырского, семейного, общественного), ограничивающего своеволие личности. <...>

Но... насколько поэма "Боярин Орша" слаба, настолько поэма "Мцыри" великолепна. <...>

Мцыри справедливо говорит, что он никому не сделал зла. Он бежал, повинуясь властной жажде воли и смутному чувству ностальгии. Он ушел искать свою потерянную родину. Изображение этой ностальгии – лучшие места поэмы, и то, что говорит здесь беглец, исполнено глубокой психологической правды и художественной убедительности... <...>

Тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. Она воспроизводит одну из психологических антитез Лермонтова – и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. Бедный, простодушный Мцыри поведал нечто "лермонтовское" – языком Лермонтова, лирикою его души. Мцыри, например, говорит:
Я знал одной лишь думы власть, 
Одну, но пламенную страсть...
Это для бедного Мцыри слишком сильно и красиво сказано; но это превосходно, как лирическое стихотворение Лермонтова.

То же самое нужно сказать и о картинах природы, на которые Мцыри в своей исповеди не скупится. Все это говорит не он, а Лермонтов. <...>

Можно подумать, что Мцыри читал "Демона", знает стихотворение "Ночевала тучка золотая" и др. и очень удачно варьирует излюбленные образы и стереотипные фразы Лермонтова."
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, "М. Ю. Лермонтов : К столетию со дня рожд. великого поэта", СПб, изд-во "Прометей" Н. Н. Михайлова, 1914 г.)






В. Э. Вацуро:

"Лермонтов... ...не напечатал сам ни одной из своих ранних поэм, — но включил «Мцыри» в сборник своих стихотворений, вышедший в свет в 1840 году.

Образ Мцыри завершал эволюцию героя лермонтовских поэм. Его внутреннее родство с Демоном ощутимо: в нем заложено то же протестующее, бунтарское начало и та же сила духа, которая движет падшим ангелом; подобно Демону, он пытается вырваться из предопределенного ему жизненного круга и терпит катастрофу. Но... ...Героя поэмы ничто не заставляет вести войну с обществом: Мцыри окружают не враги, а защитники и покровители. Мцыри и не воюет с ними, — он их не приемлет. Монастырскому закону, утвержденному «рукою Бога», противопоставлен другой, также божественного происхождения — закон «сердца»; общественному человеку — полуребенок, самой своей биографией и воспитанием огражденный от социальных пороков, живущий не разумом, а инстинктом, смутными, полуосознанными и потому естественными, природными влечениями.

Бегство Мцыри из монастыря — символический акт неприятия и осуждения: естественное чувство требует свободы, родины, родных, любви, природы и деятельности. Блуждания Мцыри — приобщение к природе; даже в схватку с барсом он вступает без оружия, как первобытный человек, как часть окружающего его теперь природного мира. Мцыри погружается в этот мир как в родную стихию, не осмысляя, но переживая его; полудетское наивное чувство любви пробуждается в юноше при виде первой встреченной девушки и ассоциативно связывается с песнею рыбки, которую он также ощущает как реальность.

Каждый сюжетный мотив «Мцыри» символически расширен и насыщен глубинными смыслами; философский потенциал поэмы значительно выше, нежели это было в раннем творчестве. Так, мотив «монастыря- убежища» расширяется до мотива «монастыря-тюрьмы»; мотив «бегства-освобождения» также преобразуется в пространственный мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с трудами, опасностями и подвигами, совершался в окрестностях монастыря. Самая концовка поэмы как будто соотнесена с концовкой «Демона» по принципу антитезы: Демон живет с проклятием на устах, — Мцыри умирает, «никого не проклиная». Но именно последние строки «Мцыри» резюмируют весь тот заряд отрицания, который заложен в каждой сцене поэмы и который предвосхищает толстовскую критику общества с позиций естественного сознания.

«Мцыри» и «Демон» были высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова, — не только по своей проблематике, но и по поэтическому языку. Исповедь Мцыри, монологи Демона были результатом длительной творческой работы, но внешне они предстают читателю как почти импровизация, сплошной речевой поток, повышенно экспрессивный, иной раз «неточный» по сравнению с пушкинскими нормами словоупотребления, но захватывающий и буквально гипнотизирующий читателя. <...> Эта неистовствующая лирическая стихия выливалась из-под пера поэта..."
(В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, "Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах", СПб, изд-во Пушкинского Дома, 2014 г.)


Это была критика о поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтова (отзывы, анализ произведения).

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Мцыри"
Все материалы о творчестве Лермонтова