kompozicija-boris-godunov-pushkin-analiz-osobennostej
"Борис Годунов".
Иллюстрация Е. Кибрик
Для своего времени трагедия "Борис Годунов" Пушкина была новаторским, оригинальным произведением в русской литературе. Оригинальность автора проявилась в том числе и в композиции драмы.  

В статье представлен анализ композиции драмы "Борис Годунов" Пушкина, в частности – взгляд профессора С. М. Бонди на особенности произведения.

Смотрите:









Особенности композиции трагедии "Борис Годунов" Пушкина


"Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой – народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. 

С точки зрения развития этой идеи становится ясен и с первого взгляда разбросанный, непоследовательный ход драмы, чередование ее двадцати четырех сцен.

Первые четыре сцены (Шуйский и Воротынский, две народные сцены и первое появление избранного на царство Бориса) представляют собою нечто вроде пролога, события которого отделены пятью годами от основного действия трагедии. Здесь дана экспозиция драмы: недовольство Борисом готовых ко всяким козням бояр, равнодушие пока еще пассивного народа; зритель узнает и о давнишнем преступлении Бориса, играющем такую важную роль в его дальнейшем поведении.

В следующих четырех сценах (с 5-й по 8-ю) – завязка будущей борьбы Бориса с Самозванцем: Григорий в келье Чудова монастыря; рассказы Пимена, зарождающие в Григории замысел объявить себя Димитрием; побег через границу, обнаруживающий необыкновенную находчивость и смелость будущего Самозванца. Контрастом этой восходящей линии Григория является 7-я сцена ("Царские палаты"), раскрывающая глубокий упадок духа Бориса, его разочарование, вызванное сознанием полного отчуждения и враждебности к нему народа и усугубленное угрызениями совести.

В дальнейших двенадцати сценах развертывается борьба Бориса и Самозванца, показанная в ряде последовательных разнообразных перипетий. Так как решающую роль в этой борьбе играет "мнение народное", то этой внутренней, подпольной стороне отведено столько же места, если не больше, чем прямым и непосредственным столкновениям. Сначала показано действие слухов о появлении Самозванца на недовольных бояр и на царя – сцены 9-я и 10-я; в обеих сценах высказываются опасения о поведении народа, когда до него дойдет весть о появлении Димитрия. Далее мы видим Григория в его новой роли и группирующиеся вокруг него силы самых разнообразных врагов Бориса (сцены 11-я – 13-я). В этих "польских" сценах Самозванец обнаруживает во всем блеске свою богатую и беспокойную натуру. Две параллельные сцены (14-я – "Граница Литовская" и 15-я – "Царская Дума") еще раз демонстрируют контрастные настроения в двух противных лагерях в момент, непосредственно предшествующий столкновению: радость, веселые надежды, высказываемые устами молодого Курбского, ведущего на Русь войско интервентов Самозванца, и слегка омраченные угрызениями совести; с другой стороны – угнетенное настроение в Москве, "тревога и сомнение" в народе. В последней сцене Борис впервые слышит гласное обвинение его в убийстве царевича...

В 16-й сцене происходит битва, кончающаяся победой Самозванца. Объяснение этой победы дается в репликах бегущих воинов Бориса...

В следующей картине ("Площадь перед собором") на сцене снова народ – еще пассивный, но уже явно враждебный Борису... 17-я и 18-я сцены происходят в лагере Самозванца до и после сражения, окончившегося разгромом его войск. В словах пленного мы снова слышим невольное сочувствие Борисовых воинов Самозванцу...

Самозванец (который появляется в этой сцене в последний раз) показывает свое добродушие, простоту в обращении, бесстрашие, непреоборимую, даже после полного поражения, веру в окончательный успех своего предприятия, заражающую его приверженцев.

Эти две сцены, дающие картину делового, бодрого, несмотря на неудачу, настроения, товарищеских, простых отношений Самозванца с окружающими, сменяются мрачной картиной последнего дня Бориса. Сначала происходит разговор царя с Басмановым...

Далее следуют честолюбивые размышления интригана Басманова, прерванные суматохой среди бояр и появление умирающего Бориса, и, наконец, знаменитая сцена смерти Бориса – его предсмертное наставление сыну, присяга бояр и принятие схимы.

В трех последних сценах трагедии появляется во всей своей мощи главное действующее лицо драмы – народ. <...> В двух последних картинах действует народ как активная, решающая сила: в виде бунтующей, мятежной толпы в сцене у Лобного места... и как моральная сила грозной в своем единодушном осудительном молчании толпы в последней сцене.

Народ, увидевший, что и новый царь, Димитрий, начинает свое царствования с кровавого злодеяния – убийства безоружного юноши и его матери – отказывается приветствовать этого царя. "Народ безмолвствует". Этими словами заканчивается трагедия "Борис Годунов"."

(профессор С. М. Бонди, комментарии к книге "А. С. Пушкин. Драматические произведения", 1943 г.)


Это был анализ композиции драмы "Борис Годунов" Пушкина: отзыв профессора С. М. Бонди об особенностях произведения.