"Крестьянин в Беде". Иллюстрация А. П. Сапожникова
"Крестьянин в Беде".
Иллюстрация
А. П. Сапожникова
Басня "Крестьянин в беде" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Крестьянин в беде" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Крестьянин в беде" Крылова


Мораль басни "Крестьянин в беде" заключается в том, что друзья познаются в беде. Нередко люди, которых мы считаем нашими друзьями, в трудную минуту оставляют нас или "помогают" бессмысленными советами.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее заключительных строках:
"А чуть о помощи на деле заикнешься, 
То лучший друг 
И нем и глух."
Басня "Крестьянин в беде" также тесно связана в русскими народными пословицами о дружбе:
Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты. 
Всякий: "Ах!" - да руками мах!"
Без беды друга не узнаешь. 
Есть брага да пирожки, есть и дружки; а пришла беда - они прочь, как вода. 
Дружба дружбе розь - иную хоть брось!


Критики о морали басни "Крестьянин в беде" 

Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл этой басни в следующем:
"Смысл этой басни очень прост и ясен: на советы все щедры, потому что они ничего не стоят, убыли от них нет никакой, а поделиться добром своим - хоть бы и с приятелем аль родным, у которого не раз хлеб-соль едал - это дело другое, тут каждый в сторону, хоть бы и следовало помнить, что может случиться то же с каждым; что придется, может быть, и самому только с советами возвратиться домой, где жена и дети без куска хлеба сидят.  
Всякая помощь, оказанная ближнему, то же, что копейка, прибереженная на черный день, которую Господь возвращает с лихвой. Если же сам никому не помогаешь, так и себе не жди ни от кого помощи." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют басню так:
"...Крылов рисует содружество людское в баснях: "Крестьянин в беде", "Волк и Лисица", "Собачья дружба", "Крестьянин и работник", "Мальчик и Червяк". <...> ...Дрянны соседи крестьянина, попавшего в беду ("Крестьянин в беде")..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет суть и смысл басни таким образом:
"Лучше людям жить в согласии и дружбе - в этом их взаимная польза. Но друзей надо выбирать с разбором... 
Быть другом на словах легко. Иной в нужде тебя и пожалеет, и обласкает, охотно предложит как будто и помощь, но "охотно мы дарим, что нам не надобно самим" ("Волк и Лисица"). ..."а чуть о помощи на деле заикнешься, то лучший друг - и нем, и глух" ("Крестьянин в беде")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" видят суть и смысл басни в следующем:
"Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <...> 
В баснях "Собачья дружба" и "Крестьянин в беде" выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Такова мораль басни "Крестьянин в беде" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.