Л Н Толстой после бала, Л Н Толстой война и мир, толстой кавказский пленник, толстой детство
"Война и мир".
Иллюстрация А. Николаева
Роман "Война и мир" является одним из самых известных произведений великого русского писателя Льва Толстого.

В этой статье представлена критика о романе "Война и мир" Л. Толстого: отзывы современников, анализ произведения.

Смотрите:





Критика о романе "Война и мир" Льва Толстого


Отзыв в журнале "Книжный вестник":

"Это не роман, не повесть, а скорее какая-то попытка военно-аристократической хроники прошедшего, местами занимательная, местами сухая и скучная."
(неизвестный автор, журнал "Книжный вестник", 1866 г., №16 –17)


И. С. Тургенев:

"Я только что кoнчил 4-й том «Войны и мира». Есть вещи невыносимые и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее. 4-й том и 1-й том слабее 2-го и особенно 3-го; 3-й том почти весь «chef d’œuvre»."
(И. С. Тургенев – А. Фету, письмо от 12 апреля 1868 г.)


П. А. Вяземский:

"В романе или истории "Война и мир" знаменательные дни 12-18 июля 1812 года представлены с другой точки зрения и расцвечены другими красками. <...> Книга "Война и мир"... есть, по крайнему разумению моему, протест против 1812 года, есть апелляция на мнение, установившееся о нем в народной памяти и по изустным преданиям, и на авторитет русских историков этой эпохи. <...> Сей протест против 1812 года под заглавием "Война и мир" обратил на себя всеобщее внимание и, судя по некоторым отзывам, возбудил довольно живое сочувствие. <...>

...В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно... не возвышает истинного достоинства... романа."
(П. А. Вяземский, статья "Воспоминания о 1812 годе", "Полное собрание сочинений П. А. Вяземского", 1878-1896 гг.)


А. С. Норов (бывший министр народного просвещения):

"Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим..."
(А. С. Норов, статья "«Война и мир» с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника", "Военный сборник", 1868 г., №11)


Н. Ахшарумов:

"Это не хроника и не исторический роман."
(Н. Ахшарумов, журнал "Всемирный труд", 1867 г., №6)


Д. И. Писарев:

"...Роман графа Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества. <...> Он видит сам и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, — людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным... <...> Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы.

Эта правда, бьющая ключом из самих фактов, эта правда, прорывающаяся помимо личных симпатий и убеждений рассказчика, особенно драгоценна по своей неотразимой убедительности. <...>

Роман «Война и мир» представляет нам целый букет разнообразных и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых. Особенно богат выбор молодых мужских характеров."
(Д. И. Писарев, статья "Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)"





П. В. Анненков:

"Мы основываем право свое говорить о новом, еще неоконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике... а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа, которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их. <...>

Уже в смелом тоне первых картин романа... заключалось нечто похожее на заявление автора о своем призвании подарить публику произведением, которое, не переставая быть романом, было бы в то же время историей культуры по отношению к одной части нашего общества, политической и социальной нашей историей в начале текущего столетия вообще... <...>

...Мы имеем перед собою громадную композицию, изображающую состояние умов и нравов в передовом сословии «новой России», передающую в главных чертах великие события, потрясавшие тогдашний европейский мир, рисующую физиономии русских и иностранных государственных людей той эпохи и связанную с частными, домашними делами двух-трех аристократических наших семей, которые высылают на это позорище несколько членов из своей среды! <...>

История страны и общества мешается с чертами и подробностями, о которых всякий может судить по собственному, нажитому опыту, по собственным своим наблюдениям и воспоминаниям, сколько их состоит у него налицо."
(П. В. Анненков, "Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»", 1868 г.)



Это была критика о романе "Война и мир" Льва Толстого: отзывы современников, анализ произведения.

Смотрите: