kritika-slepoj-muzykant-korolenko-analiz-otzyvy
"Слепой музыкант".
Иллюстрация В. Бехтеева
Повесть "Слепой музыкант" является одним из самых известных произведений знаменитого русского писателя В. Г. Короленко.

В этой статье представлена критика о повести "Слепой музыкант" Короленко: анализ, отзывы о произведении.

Смотрите:
- Все материалы по повести "Слепой музыкант"
- Все материалы по творчеству Короленко










Критика о повести "Слепой музыкант" Короленко


Слепой пианист А. В Бирилев:


"Мне кажется, какие-либо упреки Короленко за незнание психологии и бытовых условий слепых совершенно не имеют основания... Художественное произведение имеет свои цели и свое особое значение. Изображаемые художником лица не представляют собой и не могут представлять точных изображений; они являются лишь воплощением идеи, которая должна быть реальной и правдивой... Произведение изящной литературы может основываться на каких угодно упущениях - лишь бы внутри его соблюдена была логика; герой может быть наделен какими угодно душевными свойствами, лишь бы автор правдиво строил его психологию, лишь бы естественно было взаимодействие созданных художником сил. <...>

Может быть, зная лучше психологию слепых, Короленко не закончил бы повесть свою грустной, протяжной нотой... нотой покорного фатального страдания... Может быть, в игре его "слепого музыканта", кроме скорби о страдающих, зазвучал бы тогда и горячий призыв, и протест, и упрек обездоленного за обиженных."
(сообщение слепого пианиста А. В Бирилева, "О художественной и реальной правде в повести Короленко «Слепой музыкант»", 29 октября 1900 г.)


Статья в "Литературной энциклопедии":

"...Короленко — романтик, хотя и не в том смысле, в каком это слово применяется к нему критикой. Романтично самое мировоззрение Короленко... Это романтизм мелкой буржуазии — класса, вынужденного заменять реальную силу верой в силу идей. Значение Короленко в русской литературе том, что он воплотил романтику этого слоя как раз в момент, когда он был наиболее бессилен и потому наиболее романтичен. ...Короленко навязывает действительности абстрактные категории права, свободы и истины... ибо не может мыслить и воспринимать мир вне этих категорий. Вот почему, несмотря на свое тяготение к реализму, он воплощает в своем творчестве эти категории, а чтобы воплотить их, вынужден уже как подлинный романтик этого социального типа обращаться к исключительным личностям (правдолюбец Яков, «Убивец», Степан, Менахем, Сократ, Диац, слепой музыкант и тому подобные). <...>

...Романтический оптимизм Короленко в том, что он допускает в принципе победу одухотворенного коллектива, являющегося для Короленко именно идеальной силой, над природной причинностью.

В "Слепом музыканте" эта сила победила темный рок природного детерминизма. Художественно-философский смысл этого замечательнейшего произведения Короленко — торжество социальности над темной и страшной судьбой. Слепой музыкант его хоть на мгновение, но прозрел... Он [Короленко] видит в коллективе единую во многом жизнь, соединяющую человечество и во времени бесконечной нитью эволюции, для которой всякие антагонизмы и катастрофы — не внутренняя необходимость, а внешнее препятствие. И конечно правы критики, считающие Короленко чуждым трагизма, упрекающие его в упростительстве, в отсутствии оттенков. Но это лишь неизбежные следствия романтики бесклассового коллектива, социально-историческую обусловленность которой мы пытались здесь показать."
(Лаврецкий А. Короленко // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 482—498.)


Это была критика о повести "Слепой музыкант" В. Г. Короленко: анализ, отзывы о произведении.

Смотрите:
Все материалы по повести "Слепой музыкант"
Все материалы по творчеству Короленко