"Щука и кот".
Художник Г. Ечеистов
Басня "Щука и Кот" Крылова была написана предположительно в конце 1812 г. и впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" в 1813 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Щука и Кот" Крылова, суть, смысл произведения.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Щука и Кот" Крылова


Мораль басни "Щука и Кот" заключается в том, что каждый человек должен заниматься делом, в котором разбирается; напротив, когда человек берется не за свое дело, его чаще всего ждет провал.
"Щука и Кот".
Иллюстрация М. Н. Яковлева

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,  
А сапоги тачать пирожник..."
Сюжет басни "Щука и Кот" перекликается с известной русской народной пословицей, которая также упомянута в произведении:
"Дело мастера боится."
По словам Ф. Ф. Вигеля, басня "Щука и Кот" была направлена против адмирала П. В. Чичагова, который упустил возможность взять в плен Наполеона при переправе через Березину в ноябре 1812 г.:
"Нельзя изобразить общего на него негодования, все состояния подозревали его в измене, снисходительнейшие кляли его неискусство и Крылов написал басню о пирожнике, который берется шить сапоги, т. е. о моряке, начальствующем над сухопутным войском..." (из мемуаров Ф. Ф. Вигеля)
щука и кот крылов
"Щука и Кот".
Иллюстрация К. И. Рудакова
И. В. Сергеев комментирует сюжет басни следующим образом:
"Крылов поднял на врага свое острое оружие - басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <...> Иван Андреевич смело говорил о том, что его волновало, хотя мысли баснописца подчас расходились на только с общественным мнением, но и с высказываниями царя. <...> Правда, к исходу войны, когда победа ясно определилась, басни Крылова уже выражали всеобщее мнение: "Ворона и Курица", "Щука и Кот"." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Это были материалы о морали басни "Щука и кот" Крылова, анализ, суть, смысл произведения и т.д.