"Собачья дружба".
Иллюстрация И. А. Иванова
Басня "Собачья дружба" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Собачья дружба" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Собачья дружба" Крылова


Мораль басни "Собачья дружба" заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.

По мнению В. Ф. Кеневича, басня "Собачья дружба" имеет в виду безуспешность мирных проектов Венского конгресса.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Послушать, кажется, одна у них душа,—  
А только кинь им кость, так что твои собаки!"
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
"Друга не скоро добудешь." 
"Без беды друга не узнаешь." 
"Есть брага да пирожки, есть и дружки; а пришла беда - они прочь, как вода." 
"Дружба дружбе розь - иную хоть брось!"
Педагог В. И. Водовозов поясняет мораль басни таким образом:
"...Особенно в деле дружбы и взаимной помощи необходимы прямота и искренность отношений: с самого начала дети должны понять, что одна чувствительность не доказывает любви, что ее можно доказать, только жертвуя своим эгоизмом. Басня тем и хороша, что выводит на чистую воду этих друзей, очень нежных на вид, но грызущихся из-за одной кости." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
Поэт И. И. Хемницер видит суть и мораль басни в следующем:
"Собака, при всех своих добрых качествах, в которых примером может служить даже человеку, обыкновенно очень жадна и завистлива; вот почему в доказательство напрочности дружбы меж людьми выставлена здесь собачья дружба. Видим мы из басни, что Полкан и Барбос решили-было быть наразрывными друзьями; но как-только повар бросил кость, так они тотчас и вцепились друг в друга. Так нередко бывает и меж людьми. Иные, кажись, живут, как говорится, душа в душу, не нахвалятся друг другом, готовы всем пожертвовать один для другого, а как представится какое-нибудь хлебное местечко или какое-нибудь выгодное дело, тогда смотришь - и не уступят друг другу. <...> 
Орест и Пилад, по древнему преданию были неразрывными друзьями, ничто не могло их поссорить, и умерли они не изменив друг другу в дружбе; поэтому-то именами их и в наше время называют друзей; вот почему и здесь Полкан и Барбос называют друг друга Орестом и Пиладом." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключается в следующем:
"Дружба, товарищество. Лучше людям жить в согласии и дружбе - в этом их взаимная польза. Но друзей надо выбирать с разбором... <...> Чаще всего, каждый думает только о себе, бережет свое для себя и всем... желает владеть безраздельно. Живут такие друзья душа в душу, пока делить им нечего... ("Собачья дружба")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют мораль басни так:
"Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <...> В баснях "Собачья дружба" и "Крестьянин в беде" выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Такова мораль басни "Собачья дружба" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова