moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Гуси" Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" в 1811 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Гуси" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Гуси" И. А. Крылова


Мораль басни "Гуси" заключается в том, что нередко потомки знатных людей сами ничего не добиваются в жизни, но при этом требуют к себе особого отношения. В своей басне Крылов высмеивает "родовую гордость", к которой были склонны многие современники баснописца.

На самом деле человек может расчитывать на настоящее уважение, только если сам добивается успеха, а не гордится лишь достижениями своих предков.

Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни "Гуси" так:
"Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело... <...> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу... ("Гуси", "Водопад и Ручей", "Орел и Пчела", "Пчела и Мухи")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
По мнению авторов книги "И. А. Крылов и его басни", мораль басни "Гуси" заключается в следуюшем:
"Крылов требовал от людей правды и искренности, требовал, чтобы они казались тем, чем были на самом деле. <...> ...Не оставляет без урока и тех, которые, будучи потомки знатных, сами ничего не заслужили, а между тем хотят, чтобы их так же уважали и почитали, как и их заслуженных предков." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни "Гуси" в следующем:
"Случается, что и родители с ранних лет внушают детям, что, по своему происхождению, они выше обкновенных смертных и должны держать себя гордо и неприступно. Такое мнение о себе сильно вредит учащемуся в кругу товарищей, и в школе с него скоро сбивают неуместную гордость. <...>  
Против этой ложной гордости и чванства направлены многие басни Крылова. Тут "Гуси" требуют себе особенного предпочтения, потому что их предки спасли Рим, а неуч мужик погоняет их хворостиной: "А вы, друзья, лишь годны на жаркое". Такой приговор, конечно, может поубавить высокомерия в тех хвастунишках, которые вздумали бы ничего не делать, надеясь на Римское спасение." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
И. В. Сергеев комментирует басню "Гуси" таким образом:
"...Он не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием - это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман ("Вороненок")... на высокопоставленное аристократическое общество ("Гуси", "Листы и Корни") и даже на самого императора Александра I ("Воспитание Льва")." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Такова мораль басни "Гуси" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.