moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Добрая Лисица" Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" в 1815 г. (кн. XVII).

В этой статье представлены материалы о морали басни "Добрая Лисица" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Добрая Лисица" Крылова


Мораль басни "Добрая Лисица" заключается в том, что лицемерные люди нередко громче всех кричат о доброте и призывают к милосердию, но сами ничего хорошего не делают. Кроме того, они при первой возможности извлекают выгоду из чужой беды.

Басня напоминает о том, что настоящее добро нередко бывает молчаливо, а за громкими словами, напротив, часто ничего не стоит.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Кто добр поистине, не распложая слова, 
В молчаньи тот добро творит; 
А кто про доброту лишь в уши всем жужжит, 
Тот часто только добр на счет другого, 
Затем, что в этом нет убытка никакого.  
На деле же почти такие люди все —  
Сродни моей Лисе."
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"Каждому получше хочется жить, и всяк добра себе ищет... <...> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. Иные принимают на себя только личину доброты, они добры лишь на словах, на деле же холодные и злые себялюбцы... ("Добрая Лисица")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом:
"Здесь Лисица представляет уже не льстеца, не взяточника, а злого лицемера, который, чтобы выказать свою мнению добродетель, готов на площади проповедывать о помощи ближнему, о сострадании к сиротам, а только попадись какие-либо сироты ему в руку, под его опеку, так он сам же оберет их до последней ниточки..." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "50 басен И. А. Крылова" комментируют эту басню так:
"После предателя нет человека презреннее лицемера. Как на образец низости указывают обыкновенно на Иуду, который предал Христа...  
Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и "благодетелей", Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: "Добрая лисица", "Кошка и Соловей", "Туча", "Мирон"... Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для детей:
"К лицемерию во всех его видах следует с ранних лет внушить полное отвращение... ...Порок лицемерия выставлен в рассказе о Доброй Лисице. Этот рассказ полезен и тем, что знакомит детей с разнообразным, птичьим миром: кукушка, жаворонок, горлинка, ласточка и соловей - вот сколько предметов для объяснения! Нам могут заметить, что... зло, в ней выставленное, слишком утонченно, и его знание... предполагает большой опыт жизни. Но басню и не нужно объяснять в той полноте, в какой она может быть применена к жизни: разлад слова с делом находим в значительной мере уже в детском быту, и против этого коренного зла следует более всего вооружиться." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
И. В. Сергеев считает, что в этой басне Крылов осуждает лицемерие властей по отношению к жертвам Отечественной войны 1812 года:
"Война закончилась победой, и, забыв о недавних обвинениях, все наперебой восхваляли мудрую стратегию Кутузова. Было как будто забыто и крыловское свободомыслие. <...> После победы над французами он [Крылов] не угомонился. Его ядовитая басенка "Добрая Лисица" - одно из замечательных произведений Ивана Андреевича - высмеивала казенное лицемерие по отношению к жертвам Отечественной войны..." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Такова мораль басни "Добрая Лисица" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.