Басня "Лебедь, Щук и Рак". Художник В. Ермолаева |
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни "Лебедь, Щука и Рак" И. А. Крылова
Мораль басни "Лебедь, Щука и Рак" заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т.д.
Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут "воз" каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой "воз" действительно обречен стоять на месте.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:
"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука."По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
"Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.
Так вот у таких товарищей дело... не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак. Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру."
(Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни "Лебедь, Щука и Рак" в следующем:
"Лучше людям жить в согласии и дружбе - в этом их взаимная польза. <...> На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец - ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело... ("Лебедь, Щука и Рак", "Раздел")."
(Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Рисунок А. Н. Комарова |
"Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <...> Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях "Лебедь, Щука и Рак" и "Раздел"."
("Иван Андреевич Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)По мнению авторов книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова", мораль басни такова:
"Правду сказать - и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает. Оттого и "воз ни с места!"." ("Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)Существует мнение, что прототипами героев басни стали члены Государственного совета. Разногласия между участниками совета были настолько велики, что в дело должен был вмешаться император Александр I:
"Эту басню... так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета..."
(Кеневич В. Ф., Из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова")
Такова мораль басни "Лебедь, Щука и Рак" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
0 Комментарии