kratkoe-soderzhanie-moral-vorona-i-lisica-krylov
"Ворона и лисица".
Художник А. Лаптев
Басня "Ворона и лисица" является одним из самых известных произведений выдающегося русского баснописца И. А. Крылова.

Сюжет басни был заимствован Крыловым из басни Лафонтена "Le Corbeau et le Renard", заимствованной в свою очередь из басен Эзопа и Федра.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни "Ворона и лисица" Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл и т.д.

Полный текст басни читайте здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова








Басня "Ворона и лисица" Крылова — мораль, краткое содержание


Краткий пересказ басни "Ворона и лисица"



Главными героями басни являются два лесные жительницы - лисица и ворона. Однажды вороне удается раздобыть кусочек сыра. Птица садиться на ветку, чтобы позавтракать. В это время мимо пробегает лисица. Она замечает сыр у вороны и решает завладеть им.

kratkoe-soderzhanie-moral-vorona-i-lisica-krylov
"Ворона и лисица".
Художник А. Лаптев
Лисица льстит вороне, нахваливая ее якобы необыкновенную красоту. Лиса просит ворону спеть что-нибудь своим якобы чудесным голосом. Глупая, доверчивая ворона поддается наглой лести и раскрывает клюв, чтобы блеснуть своим "певческим талантом". Из клюва тут же выпадает сыр. Хитрая лиса подхватает добычу и убегает. Обманутая ворона остается без завтрака.


Мораль басни "Ворона и лисица"



Мораль басни "Ворона и лисица" заключается в том, лесть - опасная вещь, против которой очень трудно устоять.

Крылов озвучивает мораль своей басни в первых ее строках: лесть "гнусна и вредна" и об этом знают все, однако люди все равно попадают в ловушки подлых льстецов. К сожалению, люди часто теряют голову от лести, несмотря на все предупреждения:
"Уж сколько раз твердили миру,  
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок..."
По словам автора, льстец всегда сможет "отыскать уголок" в сердце любого человека, потому что люди по своей природе склонны верить лести:
"...И в сердце льстец всегда отыщет уголок."
Чтобы защитить себя от хитрых льстецов, нужно самому трезво оценивать свои способности, внешние данные и т.д. Тогда человек не сможет легко сбить вас с толку и воспользоваться вашим доверием. Важно помнить, что хитрые, непорядочные люди могут использовать лесть в своих целях. Большинство людей любят получать комплименты, однако нужно уметь различать наглую, неприкрытую лесть и легкий, ненавязчивый комплимент.

Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют мораль басни "Ворона и лисица" следующим образом:
"В этой басне лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свой язык и просто из кожи лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося всяким убеждениям и через это попадающегося часто в обман. <...> На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны."  ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Педагог Д. И. Тихомилов поясняет мораль басни так:
"Лучше людям жить в согласии и дружбе - в этом их взаимная польза. <...> Корыстный расчет побуждает низких людей напрашиваться на дружбу, льстить, унижаться; а как только получено от тебя желаемое, и ты больше не нужен, то друга и в помине нет, а то и он же над простотой твоею посмеется, тебя ж пред светом оклевещет ("Ворона и Лисица", "Хмель")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.) 
Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл басни в следующем:
"Здесь под вороной должно разуметь человека не то чтобы глупого, а собственно такого, который любит, чтобы его похвалили - хоть от этого, впрочем, и никто не отказывается, но беда, если меры в этом нет, если человек слепо верит каждому льстивому слову, да и возмечтает, что действительно он таков - что ему и равного нет никого: тогда-то как раз и попадет впросак, как случилось с вороной. Под лисицей выставлен человек льстивый, лукавый, который, для того чтобы выманить что-нибудь, добиться до чего-нибудь, готов перед богатым да сильным человеком на всякое унижение, на всякую ложь; пока нужен ему этот человек, так он его и не весть как величает, а потом сам же первый дураком его назовет. <...>  
Плохо быть простаком-вороной, но быть лукавым льстецом, лисою - низко, подло и грех смертельный. Над простаком, пожалуй, иногда и посмеются, ну, а в другой раз и пожалеют его; лукавого же льстеца все честные люди презирают и не имеют к нему никакого доверия." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни "Ворона и Лисица" может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит ее пояснять:
"...Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня... в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей... <...> 
Басня "Ворона и Лисица" изображает ловкость и изворотливость лисы, которая выманивает сыр у глупой вороны. Ее нравственная мысль - показать, как бывает наказан тот, кто поддается на льстивые слова - урок очень практический и полезный неопытным людям. Но с другой стороны, искусство льстеца здесь представлено так игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть ли была не права, обманывая ворону, которой вся вина состоит в одной ее глупости: плутовка забавляет вас своей хитростью и вы не чувствуете к ней ни малейшего презрения. Здесь смех, возбуждаемый глупою вороною, в ином случае был бы не совсем нравственен. Если над ней посмеется ребенок, сам наклонный ко лжи и лукавству, то цель басни вряд ли будет достигнута."    
(В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)

Таковы мораль и краткое содержание басни "Ворона и лисица" Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова