obraz-harakteristika-anna-na-shee-chehov
"Анна на шее".
Художники Кукрыниксы
Анна является главной героиней знаменитого рассказа "Анна на шее" Антона Павловича Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анны в рассказе "Анна на шее" Чехова.

Смотрите: 









Характеристика Анны в рассказе Чехова "Анна на шее" 

Полное имя героини - Анна Петровна (фамилия героини не указана).

Возраст Анны - 18 лет:
"...на девушке, которой едва минуло 18."
Анна является красивой, хорошенькой девушкой с изящными манерами:
"...когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры..." 
"...очарованный ее красотой и блеском ее свежего, воздушного наряда..." 
"...она порхала около, дразня его своей красотой, своей открытой шеей..." 
"...всегда, когда видел хорошеньких женщин." 
"Нужно назначить вам премию за красоту..." 
"Все хорошенькие женщины работают на благотворительном базаре, и только одна вы почему-то гуляете."
О внешности Анны известно следующее:
"А от отца она унаследовала темный цвет волос и глаз..."
Судя по всему, по происхождению Анна является небогатой дворянкой. Ее мать, вероятно, была мещанкой или обедневшей дворянкой (работала гувернанткой до замужества), а отец является дворянином:
"...до замужества она пять лет прослужила в гувернантках..."
Анна говорит по-французски, превосходно танцует и умеет играть на рояле:
"Ее покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и всегда возилась с Аней и одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку (до замужества она пять лет прослужила в гувернантках)." 
"Когда Модест Алексеич уходил на службу, Аня играла на рояле, или плакала от скуки..."
Она умеет красиво наряжаться, кокетничать и производить впечатление на окружающих:
"Аня так же, как мать, могла из старого платья сделать новое, мыть в бензине перчатки, брать напрокат bijoux* и так же, как мать, умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно. А от отца она унаследовала темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться." 
(bijoux* - украшения, бижутерия)
У героини есть отец и два младших брата. Мать Анны умерла, вероятно, несколько лет назад:
"...Петр Леонтьич, отец, в цилиндре, в учительском фраке, уже пьяный и уже очень бледный, всё тянулся к окну..."
"А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дергали его сзади за фрак..."
После смерти матери Анны отец семейства начал пить, из-за чего семья впала в нищету:
"Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель... Какой стыд! Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок..."
Чтобы спастись от бедности, 18-летняя Анна выходит замуж за 52-летнего богатого чиновника Модеста Алексеевича. Девушка надеется, что богатый супруг будет помогать не только ей, но и ее отцу и братьям:
"...чиновник 52 лет женится на девушке, которой едва минуло 18." 
"Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами. У него в банке тысяч сто и есть родовое имение, которое он отдает в аренду. Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства; ему ничего не стоит, как говорили Ане, взять у его сиятельства записочку к директору гимназии и даже к попечителю, чтобы Петра Леонтьича не увольняли..." 
"...никогда еще я так не жалел, что ты поспешила замуж... Зачем? Я знаю, ты сделала это ради нас..."
Анна не любит своего супруга и с ужасом принимает его грубые ласки:
"...она боялась сказать что-нибудь против, и натянуто улыбалась, и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласкали и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас."
"Выходила она за него только из-за денег..."
Выйдя замуж, она чувствует себя несчастной и обманутой, так как ее супруг оказывается жадным, эгоистичным и жестким человеком:
"...теперь в вагоне чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной. Вот она вышла за богатого, а денег у нее все-таки не было..." 
"Она делала всё, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее, как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества. Прежде хоть отец давал двугривенные, а теперь — ни гроша. Брать тайно или просить она не могла, она боялась мужа, трепетала его." 
"О, как я несчастна! — думала она. — Зачем я так несчастна?"
Жадный супруг не дает ей денег и унижет ее своей скупостью (например, в буфете театра):
"Когда проходили мимо буфета, Ане очень хотелось чего-нибудь сладкого; она любила шоколад и яблочное пирожное, но денег у нее не было, а спросить у мужа она стеснялась. Он брал грушу, мял ее пальцами и спрашивал нерешительно:— Сколько стоит?— Двадцать пять копеек.— Однако! — говорил он и клал грушу на место; но так как было неловко отойти от буфета, ничего не купивши, то он требовал сельтерской воды и выпивал один всю бутылку, и слезы выступали у него на глазах, и Аня ненавидела его в это время."
Модест Алексеевич не дает Анне денег, но при этом дарит ей украшения, считая это хорошей инвестицией. Кроме того, он следит за тем, чтобы все подаренное Анне было на месте в комоде. Вероятно, он боится, что жена подарит, продаст или заложит в ломбард какой-то подарок:
"Но зато он дарил Ане кольца, браслеты и броши, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто от отпирал ее комод и делал ревизию: все ли вещи целы."
Анна настолько боится своего мужа, что не может есть в его присутствии:
"А Аня слушала его, боялась и не могла есть, и обыкновенно вставала из-за стола голодной."
При этом высокомерный и жадный Модест Алексеевич унижает не только Анну, но и ее отца и братьев:
"И мальчики, приходившие к Ане в гости, обыкновенно в рваных сапогах и в поношенных брюках, тоже должны были выслушивать наставления."








Однажды, спустя несколько месяцев после свадьбы, Анна с мужем едет на бал в дворянское собрание. Здесь девушка имеет огромный успех у мужчин, в том числе высокопоставленных чиновников и т.п.:
"Она шла гордая, самоуверенная, в первый раз чувствуя себя не девочкой, а дамой, и невольно походкою и манерами подражая своей покойной матери. И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной." 
"Она танцевала страстно, с увлечением и вальс, и польку, и кадриль, переходя с рук на руки, угорая от музыки и шума, мешая русский язык с французским, картавя, смеясь и не думая ни о муже, ни о ком и ни о чем. Она имела успех у мужчин, это было ясно, да иначе и быть не могло, она задыхалась от волнения, судорожно тискала в руках веер и хотела пить."
На этом балу Анну замечают влиятельные мужчины, в том числе "его сиятельство". После этого забитая, несчастная девушка перестает бояться мужа и даже осмеливается назвать его болваном:
"...и в это самое время вошел ее муж, Модест Алексеич... И перед ней также стоял он теперь с тем же заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных; и с восторгом, с негодованием, с презрением, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово:— Подите прочь, болван!"
После этого бала жизнь Анны полностью меняется. Жадный тиран Модест Алексеевич превращается в милого, угодливого супруга. С этого дня Анна больше не ограничивает себя в тратах, а супруг покорно оплачивает ее большие счета. Таким образом девушка действительно становится "Анной на шее" для своего супруга:
"После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами. Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.» или: «немедленно уплатить 100 р.»"
Вероятно, вскоре у Анны завязываются тайные любовные отношения с господином Артыновым или "его сиятельством". Автор не говорит прямо, но намекает на это:
"...на нее жадно и с любопытством смотрел Артынов, этот известный дон-жуан и баловник..." 
"А Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту..." 
"...им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера..."
Успех Анны в обществе дает свои плоды, и Модест Алексеевич вскоре получает орден Святой Анны второй степени:
"На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Когда он пришел благодарить, его сиятельство отложил в сторону газету и сел поглубже в кресло."
Став успешной светской дамой, Анна проводит все время в развлечениях и все реже бывает дома у отца и братьев. Тем временем ее отец начинает пить еще сильнее, семья бедствует, но братья Анны, судя по всему, не осмеливаются ее беспокоить. Сама же Анна мало интересуется жизнью своей бедной семьи:
"А Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг."

О дальнейшей судьбе героини ничего не известно.


Таков цитатный образ и характеристика Анны в рассказе "Анна на шее" А. П. Чехова: описание героини в цитатах из произведения.

Смотрите: