analiz-dom-s-mezoninom-chehov-sut-smysl-ideja
"Дом с мезонином".
Художник Д. Дубинский
Рассказ "Дом с мезонином" был создан Чеховым в 1896 году и в том же году впервые напечатан в журнале "Русская мысль". 

В этой статье представлен анализ рассказа "Дом с мезонином" Чехова: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 
Все материалы по рассказу "Дом с мезонином"
Все материалы по творчеству Чехова








Анализ рассказа "Дом с мезонином" Чехова


Р. И. Сементковский:

"Лида, делающая настоящее дело в деревне, в сущности девушка очень несимпатичная. О, она, несомненно, чудо совершенства. У нее нет слабостей, она твердо и неуклонно идет к своей цели, а цель эта очень благородная... ...Тем не менее душа читателя не лежит к этой образцовой девушке, к этому сильному характеру, действующему твердо и сознательно на пользу народного дела; скорее симпатии читателя — на стороне слабой, но поэтической Жени, младшей сестры сильной Лиды.

Таков, по крайней мере, замысел автора. Он не щадит красок, чтобы выставить Лиду в несимпатичном, даже слегка комическом свете и окружить обаянием ее сестру. Правда, рассказ ведется от лица художника; художники часто верят в реальность того, что изображают на полотне, больше, чем в реальность самой жизни. <...> Значит, нерасположение художника, от лица которого ведется рассказ, к энергичной, всецело поглощенной делом Лиде еще ничего не доказывает. <...>

...Лида производит уже впечатление маньяка, фанатика. Она, может быть, разрушает сча­стье и матери, и сестры, и художника, но основной цели своей жизни она вполне добивается. Несколько лет спустя она по-прежнему учит крестьянских детей, и мало-помалу ей удается собрать около себя и кружок, который составил из себя сильную партию и на земских выборах прокатил ненавистного Лиде Балагина, державшего до того времени весь уезд в своих руках. Таким образом, Лида одерживает блестящую победу. <...>

Что же означает этот рассказ? Единственный вывод, следовательно, может быть тот, что Лида хватила через край, другими словами, что, вдохновившись народным делом, она как фанатик приносит ему все в жертву, даже собственное счастье, даже счастье близких людей, если они не разделяют ее холодного, настой­чивого и непреклонного увлечения. Художник ей не понравился, потому что он земскому народному делу не сочувствует, — и это было достаточно, чтобы она пожертвовала счастьем своей сестры, пустой девчонки, на ее взгляд, которая также земского дела не понимает, а следовательно, не может питать никаких серьезных чувств. <...>

Таким образом, получается дальнейший вывод, что хорошие люди для работы в деревне непригод­ны и что с успехом могут действовать в ней лишь люди, не возбуждающие к себе симпатии. <...>

Деревня не представляет собою поприща, где могут развиваться широкие замыслы, широкое мировоззрение. Чем-то мещанским веет от деятельности в деревне. Мелкая борьба, мелкие интересы, — вот отличительный ее признак. <...> Кто на такую деятельность способен? Конечно не заурядные люди, а только фанатики своей идеи, лично­сти вроде изображенной нам г. Чеховым — Лиды. Вот с этой точки зрения рассказ г. Чехова становится вполне понятным и приобретает довольно глубокий общественный смысл."
(Р. И. Сементковский, "Что нового в литературе?" (приложение к журналу "Нива"), 1896 г., №6)


М. И. Дубинский:

"Не берусь утверждать, что моя догадка близка к истине, но одновременное пребывание в одном доме с мезонином Лиды, отрицающей пейзажи, Мисюсь, проводящей время в чтении и безделье, и матери их, вполне сочувствующей старшей дочери, но в то же время тайно желающей ей выйти замуж, — все это невольно будит мысль, что дело не так просто, что у г. Чехова была идея, может быть, не вполне выяснив­шаяся, но несомненная идея. В жизни все так спутано и перемешано. <...>

Г. Чехов, если догадка моя верна, решает этот вопрос в том смысле, что оба искусства должны жить рядом, и что тут же как неизбеж­ный спутник должно присоседиться и третье искусство, представляющее собою примирение между ними."
(М. И. Дубинский, "Спор об отношениях искусства и жизни", "Литературные заметки. А. Чехов, «Дом с мезонином», рассказ художника", "Биржевые ведомости", 1896 г., 113, 25 апреля)


В. В. Ермилов:

"Чехов внимательно прислушивается к соображениям Лиды, видит и в них большую долю правоты... <...>

Да, не­сомненно, что Чехов,— и врач и художник,— с боль­шой мукой решает для себя трудный вопрос, видит правоту обоих спорщиков, не знает решения зада­чи. Но верно и остро поставить вопрос, верно изло­жить сущность задачи — было огромной заслугой честного художника, болевшего народным горем, но не знавшего выхода. Чехов вовсе не сбрасывает со счетов Лиду Волчанинову с ее деятельностью и с ее аргументацией... ...Он только чувствует всю мизерность такой помощи людям... Нам кажется очень ясным решение спо­ра между Лидой Волчаниновой и художником. Для Чехова же в этом споре был трагический момент, ибо спор касался самого большого жизненного вопроса, а он не знал, как решить его."
(В. В. Ермилов, "Драматургия Чехова", 1954 г.)


К. И. Чуковский:

"Я перечитываю снова и снова поэтический «Дом с мезонином», где живет эта милая девушка, так нежно изображенная Чеховым, и спрашиваю себя всякий раз: почему наперекор всему темпераменту, наперекор всей своей жизненной практике Чехов относится так отчуж­денно и даже враждебно к сестре этой «Мисюсь», к са­моотверженной «общественнице» Лиде, почему он изо­бражает ее такой пресно-скучной и будничной и озаряет таким ореолом поэтической жалости вечно праздную, безвольную Мисюсь, которая, не умея и не желая бо­роться за права своей человеческой личности, безропот­но, по одному только слову сестры, отказывается от радостей первой любви?

Под гипнозом чеховского мастерства-колдовства вся Россия поэтически влюбилась в эту бесхарактерную, слабую девушку и запрезирала ее старшую сестру за те самые дела и поступки, которые не в литературе, а в жизни были так дороги Чехову. Тот Чехов, каким мы знаем его по бесчисленным мемуарам и письмам,— земский врач, попечитель библиотек, основатель учи­лищ,— встреться он с Лидой не в литературе, а в жиз­ни, несомненно, стал бы ее верным союзником, а в лите­ратуре он — ее обличитель и враг."
(К. И. Чуковский, "О Чехове", 1967 г.)


А. А. Белкин:

"...проблематика. Кажется, что она незначительна или ее почти тут нет, а на самом деле как много здесь затронуто: маленькая польза или большая цель; красота внутренняя; любовь подлинная или ханжество; догматизм или вечные поиски. Но в чем же тогда порядочность, каков смысл жизни? Правда - это, во всяком случае, освобождение от иллюзий. От иллюзий всех типов. От иллюзий догматической правды, от иллюзий веры в высокую цель без действия. Чехова нельзя отождествить ни с кем из персонажей. Никто из них не уполномочен быть прямым его представителем. Кажется, Чехов тоже прислушивается вместе с нами, читателями, к спорам своих героев.

Для него главное - правда, поэтому он так боится лжи - как в изображении действительности, так и в формах этого изображения - как никакой другой художник.

В сущности, можно сказать, что он здесь воюет не против содержания этих проблем, а против фальши в постановке их и в отношении к ним."
(А. А. Белкин, "Читая Достоевского и Чехова", 1973 г.)


Это был анализ рассказа "Дом с мезонином" Чехова: суть, смысл, идея произведения.