lidija-ivanovna-roman-anna-karenina-tolstoj
Иллюстрация к роману
 "Анна Каренина".
Художник М. Щеглов
Графиня Лидия Ивановна является одной из второстепенных героинь романа "Анна Каренина" Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лидии Ивановны в романе "Анна Каренина": описание в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по творчеству Льва Толстого





Характеристика Лидии Ивановны в романе "Анна Каренина"


Графиня Лидия Ивановна является знакомой главной героини романа Анны Карениной. Лидия Ивановна также – близкая подруга Алексея Каренина, мужа Анны:
"Графиня Лидия Ивановна была друг ее мужа..." 
"О женских своих друзьях и о первейшем из них, о графине Лидии Ивановне..."
Возраст Лидии Ивановны – около 50 лет:
"Цель ее туалета была теперь совсем обратная той, которую она преследовала тридцать лет тому назад."
Это старая, некрасивая, набожная женщина:
"Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин..."
О внешности героини известно следующее:
"Увидав воздымающиеся из корсета желтые плечи графини Лидии Ивановны, вышедшей в дверь, и зовущие к себе прекрасные задумчивые глаза ее..." 
"Графиня Лидия Ивановна была высокая полная женщина с нездорово‑желтым цветом лица и прекрасными задумчивыми черными глазами." 
"...глядя ему в глаза своими прекрасными задумчивыми глазами." 
"...вдруг брови ее поднялись внутренними сторонами, образуя треугольник на лбу; некрасивое желтое лицо ее стало еще некрасивее..." 
"...он схватил ее пухлую руку и стал целовать ее."
Судя по всему, у Лидии Ивановны и ее мужа нет детей. Графиня воспитывает свою племянницу Наденьку:
"Я видел Наденьку (Наденька была воспитывавшаяся у Лидии Ивановны ее племянница)."
Графиня является центром одного из кружков высшего петербургского света. В этом кружке вращаются старые набожные женщины и умные мужчины:
"...центр одного из тех кружков петербургского света, с которым по мужу ближе всех была связана Анна." 
"Центром этого кружка была графиня Лидия Ивановна. Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин. Один из умных людей, принадлежащих к этому кружку, называл его «совестью петербургского общества»."
Лидия Ивановна активно участвует в общественной жизни, поддерживает различные учреждения, ездит на заседания комитетов и т.д.:
"Я начинаю уставать от напрасного ломания копий за правду и иногда совсем развинчиваюсь. Дело сестричек (это было филантропическое, религиозно‑патриотическое учреждение) пошло было прекрасно, но с этими господами ничего невозможно сделать, – прибавила графиня Лидия Ивановна с насмешливою покорностью судьбе." 
"Затем графиня рассказала еще неприятности и козни против дела соединения церквей и уехала торопясь, так как ей в этот день приходилось быть еще на заседании одного общества и в Славянском комитете."





Лидия Ивановна считает себя христианкой и борцом за добро, но при этом все время с кем-то враждует и на кого-то сердится:
"«Ведь все это было и прежде; но отчего я не замечала этого прежде? – сказала себе Анна. – Или она очень раздражена нынче? А в самом деле, смешно: ее цель добродетель, она христианка, а она все сердится, и всё у нее враги, и всё враги по христианству и добродетели»."
Алексей Каренин за глаза называет свою подругу Лидию "самоваром" за то, что та всегда и обо всем волнуется:
"Наш милый самовар будет в восторге. (Самоваром он называл знаменитую графиню Лидию Ивановну за то, что она всегда и обо всем волновалась и горячилась.)" 
"Ведь у ней обо всем болит сердце. Теперь она, кроме всех своих хлопот, занята примирением Облонских."
Лидия Ивановна интересуется всем, что ее не касается:
"Но графиня Лидия Ивановна, всем до нее не касавшимся интересовавшаяся, имела привычку никогда не слушать того, что ее интересовало; она перебила Анну..."
Эта героиня и члены ее кружка являются притворщиками и лицемерами, по мнению Анны Карениной:
"Теперь же, по возвращении из Москвы, кружок этот ей стал невыносим. Ей показалось, что и она и все они притворяются, и ей стало так скучно и неловко в этом обществе, что она сколько возможно менее ездила к графине Лидии Ивановне."
По мнению княгини Мягкой, у Лидии Ивановны "голова не на месте":
"...а Лидия, – я ее очень люблю, но у нее голова не на месте..."
Известно, что Лидия вышла замуж в ранней молодости за богатого, но распутного человека, однако муж вскоре бросил ее. Судя по всему, в семейной жизни она оказалась не той, за кого себя выдает. Ее добрый муж, вероятно, не смог с этим мириться:
"Графиня Лидия Ивановна очень молодою восторженною девушкой была выдана замуж за богатого, знатного, добродушнейшего и распутнейшего весельчака. На второй месяц муж бросил ее и на восторженные ее уверения в нежности отвечал только насмешкой и даже враждебностью, которую люди, знавшие и доброе сердце графа и не видевшие никаких недостатков в восторженной Лидии, никак не могли объяснить себе. С тех пор, хотя они не были в разводе, они жили врозь, и когда муж встречался с женою, то всегда относился к ней с неизменною ядовитою насмешкой, причину которой нельзя было понять."
При этом одинокая Лидия Ивановна все время влюблена в кого-нибудь:
"Графиня Лидия Ивановна давно уже перестала быть влюбленною в мужа, но никогда с тех пор не переставала быть влюбленною в кого‑нибудь. Она бывала влюблена в нескольких вдруг, и в мужчин и в женщин; она бывала влюблена во всех почти людей, чем‑нибудь особенно выдающихся. Она была влюблена во всех новых принцесс и принцев, вступавших в родство с царскою фамилией, была влюблена в одного митрополита, одного викарного и одного священника. Была влюблена в одного журналиста, в трех славян, в Комисарова; в одного министра, одного доктора, одного английского миссионера и в Каренина. Все эти любви, то ослабевая, то усиливаясь, не мешали ей в ведении самых распространенных и сложных придворных и светских отношений."
Она поддерживает Алексея Каренина, когда от него уходит его жена Анна. Например, героиня приглашает для него доктора и т.д.:
"Алексей Александрович не знал, что его друг Лидия Ивановна, заметив, что здоровье Алексея Александровича нынешний год нехорошо, просила доктора приехать и посмотреть больного." 
"...она, после несчастия, постигшего Каренина, взяла его под свое особенное покровительство..." 
"Алексей Александрович забыл о графине Лидии Ивановне, но она не забыла его. В эту самую тяжелую минуту одинокого отчаяния она приехала к нему и без доклада вошла в его кабинет."
Помогая Каренину в его горе, Лидия Ивановна влюбляется в него. Эта влюбленность кажется ей серьезнее, чем все предыдущие:
"Но с тех пор как она, после несчастия, постигшего Каренина, взяла его под свое особенное покровительство, с тех пор как она потрудилась в доме Каренина, заботясь о его благосостоянии, она почувствовала, что все остальные любви не настоящие, а что она истинно влюблена теперь в одного Каренина. Чувство, которое она теперь испытывала к нему, казалось ей сильнее всех прежних чувств. ...Каренина она любила за него самого, за его высокую непонятную душу..." 
"Она для него занималась теперь своим туалетом больше, чем когда‑нибудь прежде. Она заставала себя на мечтаниях о том, что было бы, если б она не была замужем и он был бы свободен. Она краснела от волнения, когда он входил в комнату, она не могла удержать улыбку восторга, когда он говорил ей приятное." 
"Я думаю, графиня Лидия Ивановна ревнует его теперь к жене." 
"Да разве это дурно, что она влюблена в Каренина?"
Графиня помогает Алексею Каренину вернуться к жизни после разрыва с женой:
"...Алексей Александрович с помощью Лидии Ивановны вновь вернулся к жизни и деятельности..."
В конце концов Алексей попадает под влияние Лидии. Он прислушивается к ее советам, которые не всегда оказываются добрыми и человечными:
"Он теперь под влиянием графини Лидии Ивановны."
Так например, Лидия Ивановна советует Каренину запретить его жене видеться с сыном. При этом Лидия оправдывает свою позицию религией и заботой о Каренине и его сыне Сереже. В конце концов Каренин попадает под влияние Лидии и запрещает жене видеть сына:
"– Если вы спрашиваете моего совета, – сказала она, помолившись и открывая лицо, – то я не советую вам делать этого. Разве я не вижу, как вы страдаете, как это раскрыло ваши раны? Но, положим, вы, как всегда, забываете о себе. Но к чему же это может повести? К новым страданиям с вашей стороны, к мучениям для ребенка? Если в ней осталось что‑нибудь человеческое, она сама не должна желать этого. Нет, я, не колеблясь, не советую, и, если вы разрешите мне, я напишу к ней.
И Алексей Александрович согласился, и графиня Лидия Ивановна написала следующее французское письмо..."
Лидия Ивановна и Алексей Каренин пытаются убедить маленького Сережу, что его мать, Анна Каренина, умерла и что она плохая женщина. К счастью, мальчик не верит в эту ложь:
"...разрушит этот безобразный обман, которым они окружили несчастного ребенка."
По мнению Анны Карениной, Лидия Ивановна по сути мучает маленького Сережу, пользуясь влиянием на господина Каренина:
"Эта холодность – притворство чувства, – говорила она себе. – Им нужно только оскорбить меня и измучать ребенка, а я стану покоряться им! Ни за что! Она хуже меня. Я не лгу по крайней мере". (Анна о Лидии Ивановне и Каренине) 
Графиня увлекается новым модным "учением о религии", которое связано с ясновидением и гипнозом. Она приобщает к этому учению и своего друга, Алексея Каренина:
"Он прежде относился холодно и даже враждебно к этому новому учению и с графиней Лидией Ивановной, увлекавшеюся им..." 
"...как ей утешительно было думать, она почти обратила его в христианство, то есть из равнодушно и лениво верующего обратила его в горячего и твердого сторонника того нового объяснения христианского учения, которое распространилось в последнее время в Петербурге."
В конце концов Лидия Ивановна и Алексей Каренин вместе участвуют в сеансах ясновидения, которые проводит якобы ясновидящий Ландо (граф Беззубов). Лидия и Каренин попадают под влияние Ландо настолько, что без его пророчеств не принимают никаких решений. Так, под влиянием пророчества Ландо, Каренин отказывает Анне в разводе, о котором та его просит:
"Теперь, когда он связался с Лидией и с Landau, все говорят, что он полоумный..." 
"...накинулась теперь на этого Landau, и без него ни у нее, ни у Алексея Александровича ничего не решается, и поэтому судьба вашей сестры теперь в руках этого Landau, иначе графа Беззубова."
Таким образом Лидия Ивановна оказывает огромное влияние на жизнь Каренина. Дружба с ней заставляет этого героя проявлять свои худшие качества и совершать не самые человечные поступки.


Это был цитатный образ и характеристика Лидии Ивановны в романе "Анна Каренина" Льва Толстого: описание героини в цитатах.

Смотрите: