iudushka-gospoda-golovlevy-obraz-harakteristika
Иудушка Головлев.
Художники Кукрыниксы
Порфирий Головлев, или Иудушка, является одним из центральных героев романа "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах Порфирия Владимировича Головлева.

Смотрите: 
- Все материалы по роману "Господа Головлевы"







Образ и характеристика Иудушки Головлева


Порфирий Владимирович Головлев, он же "Иудушка", является сыном помещицы Арины Петровны Головлевой. Он является средним из трех сыновей помещицы. Возраст Порфирия Головлева – около 40 лет (в начале романа).

Порфирий Головлев – потомственный дворянин, помещик:
"А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?"
Порфирий Владимирович с детства носит три прозвища – "Иудушка", "кровопивушка" и откровенный "мальчик":
"Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой‑балбесом." 
"...он не мог воздержаться, чтоб не обозвать Порфишу кровопивушкой и Иудушкой..." (Степан о Порфирии)
Он истинный "кровопивец":
"...как истинный кровопивец, он не приступил к делу прямо, а начал с околичностей." 
"Тот внутренний образ Порфишки‑кровопивца, который она когда‑то с такою редкою проницательностью угадывала..."
Он лукавый человек:
"И он воспользовался этим изъяном с свойственною ему лукавою ловкостью."
Иудушка – скупой человек:
"Арина Петровна так и ахнула. Во‑первых, ее поразила скупость Иудушки: она никогда и не слыхивала, чтоб крыжовник мог составлять в Головлеве предмет отчетности..."
Он надоедливый человек. Он по пустякам надоедает и пристает к людям:
"Иудушку не любили. Не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал да приставал. Даже земельные участки немногие решались у него кортомить, потому что он сдаст участок, да за каждый лишний запаханный или закошенный вершок, за каждую пропущенную минуту в уплате денег сейчас начнет съемщика по судам таскать."
О внешности Порфирия Головлева известно следующее:
"Но ни один мускул при этом не дрогнул на его деревянном лице..." 
"Порфирий Владимирыч, в валеных сапогах, словно змей, проскользнул к постели матери; длинная и сухощавая его фигура загадочно колебалась..."
У Иудушки Головлева загадочный взгляд. Его глаза источают "чарующий яд", а голос парализует волю:
"И Порфирий Владимирыч взглянул на нее одним из тех загадочных взглядов, которые всегда приводили ее в смущение." 
"И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность."
"Он знал, что глаза Иудушки источают чарующий яд, что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека."






Иудушка любит "ломать комедию" перед окружающими:
"...вся эта комедия, к повторению которой она с малолетства привыкла, в которой сама всегда участвовала, вдруг показалась ей совсем новою, невиданною."
У него от природы "ехидное нутро":
"А может быть, даже и не мстит сознательно, а так нутро его, от природы ехидное, играет."
Иудушка болтлив:
"Он был болтлив по природе..."
Он пустослов:
"...а в ушах раздавалось слезно‑лицемерное пустословие Иудушки, пустословие, в котором звучала какая‑то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому..." 
"...лицом к лицу с одним своим пустословием." 
"Перед таким непреоборимым пустословием оставалось только покориться." 
"...ведь это, Евпраксеюшка, страшно! Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда‑нибудь. Ведь страшно?"
Для Иудушки не существует ни горя, ни радости. Весь мир в его глазах – это лишь повод для пустословия:
"Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия."
Он лживый человек:
"...Ни одного‑то ведь слова верного нет! всё‑то он лжет! и «милый дружок маменька», и про тягости‑то мои, и про крест‑то мой… ничего он этого не чувствует!" 
"...шильничает, лжет и пустословит еще пуще прежнего..." (шильничать – обманывать)
Иудушка Головлев – невежественный человек, сутяга и пакостник:
"Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и, в довершение всего, боялся черта." 
"Густая атмосфера невежественности, предрассудков и кропотливого переливания из пустого в порожнее царила кругом него..." 
"...от многих пакостей, на которые он был великий мастер."
Он лицемерный человек. Он лицемерит, потому что у него нет никакого нравственного мерила. Однако Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов:
"...лицемерие было до такой степени потребностью его натуры, что он никак не мог прервать раз начатую комедию." 
"Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. " 
"Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов."
Иудушка – религиозный, набожный человек. Каждый день он молится по несколько часов. Он боится черта и надеется, что молитва защитит его от нечистой силы. При этом религия не помогает Иудушке стать добрее:
"Он был набожен и каждый день охотно посвящал молитве несколько часов. Но он молился не потому, что любил Бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что Бог избавит его от лукавого. Он знал множество молитв и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния." 
"Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование. Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения – и в то же время смотреть в окно и замечать, не идет ли кто без спросу в погреб и т. д."
Иудушка не способен на привязанность и жалость к людям:
"Сверх того, она отлично знала, что Порфирий Владимирыч не способен не только на привязанность, но даже и на простое жаленье..."
Иудушку невозможно "пронять". У него нет "слабых струн", которые можно затронуть:
"Но Иудушка был не такой человек, которого можно было пронять." 
"...он не знал за ним ни одного чувства, ни одной слабой струны, за которую предстояла бы возможность ухватиться и эксплуатируя которую можно было бы чего‑нибудь достигнуть."
Лживый Иудушка считает себя правдивым, прямым человеком:
"У меня, брат, вывертов нет! Я весь тут, на ладони." (Иудушка о себе)"Ну, да уже не взыщи – я, брат, прямик! Неправды не люблю, а правду и другим выскажу, и сам выслушаю! Хоть и не по шерстке иногда правда, хоть и горьконько – а все ее выслушаешь! И должно выслушать, потому что она – правда. Так‑то, мой друг!" (Иудушка о себе) 
"Я, брат, – прямик, я всякое дело начистоту вести люблю!" (Иудушка о себе)
Он является вдовцом. У него есть два сына – Петенька и Володенька:
"...Порфирий был женат..." 
"...Иудушка, наскучив продолжительным вдовством..."
"...против него сидели два его сына: Петенька и Володенька."
Он 30 лет служит чиновником в Петербурге, а затем уходит в отставку:
"Проведя более тридцати лет в тусклой атмосфере департамента..." 
"Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи, находились на службе в Петербурге: первый – по гражданской части..." 
"Тридцать лет сряду Порфирий Владимирыч толкался и мелькал в департаменте; потом в одно прекрасное утро исчез – и никто не заметил этого."
Уйдя в отставку, Иудушка поселяется в имении Головлево, которое достается ему от матери. Здесь он живет до конца жизни:
"...Порфирий Владимирыч вышел в отставку и поселился в Головлеве." 
"Иудушка как засел в своем родовом Головлеве, так и не двигается оттуда."
Став владельцем Головлева, Иудушка выживает мать из дома. Обиженная Арина Петровна уезжает жить в другому сыну – Павлу:
"Умны вы, даже очень умны, а Иудушка все‑таки без угла вас оставил!" 
"...Арина Петровна, оскорбленная и негодующая, перебралась в Дубровино, а вслед за тем и Порфирий Владимирыч вышел в отставку и поселился в Головлеве." 
"...он выгнал ее из дому, но почтительности не прекращал..." 
"Иуда! предатель! мать по миру пустил!"
Став хозяином имения Головлево, Иудушка превращается в настоящего тирана. Здесь он чувствует себя свободным от каких-либо нравственных ограничений:
"В Головлеве он ниоткуда не встречал не только прямого отпора, но даже малейшего косвенного ограничения, которое заставило бы его подумать: вот, дескать, и напакостил бы, да людей совестно. Ничье суждение не беспокоило, ничей нескромный взгляд не тревожил, – следовательно, не было повода и самому себя контролировать. Безграничная неряшливость сделалась господствующею чертою его отношений к самому себе. Давным‑давно влекла его к себе эта полная свобода от каких‑либо нравственных ограничений..."
Иудушки тиранит своих слуг и работников. Он может словами сгноить человека:
"Да. Хоть бы лакеи – ни один долго ужиться у нас не может; почесть каждый месяц меняем. Приказчики тоже. И всё из‑за этого. <...> Тиранит." 
"Не очень страшен, а тиранит, слов не жалеет. Словами‑то он сгноить человека может."
Живя в Головлеве, Иудушка постоянно занимается пустяками и мелочами, касающимися имения. С утра до вечера он что-то считает и учитывает по хозяйству. Однако по сути Иудушка не знает, что у него происходит в хозяйстве, и не делает ничего для его улучшения:
"...как только он поселился в Головлеве, так тотчас же создал себе такую массу пустяков и мелочей, которую можно было не переставая переворачивать, без всякого опасения когда‑нибудь исчерпать ее. С утра он садился за письменный стол и принимался за занятия; во‑первых, усчитывал скотницу, ключницу, приказчика, сперва на один манер, потом на другой; во‑вторых, завел очень сложную отчетность, денежную и материальную: каждую копейку, каждую вещь заносил в двадцати книгах, подводил итоги, то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил." 
"...целый день корпел в кабинете, не выходя из халата." 
"Собственно говоря, он не знал даже, что делается у него в хозяйстве, хотя с утра до вечера только и делал, что считал да учитывал."
Вдовец Иудушка вступает в "блудное сожительство" и "прелюбодеяние" с простой девушкой Евпраксией. Она становится незаконной женой Иудушки:
"...что Иудушка, наскучив продолжительным вдовством, взял к себе в экономки девицу из духовного звания, именем Евпраксию." 
"Девица Евпраксия была дочь дьячка при церкви Николы в Капельках..." 
"Иудушка вдруг спохватывается, что ведь и он находится в блудном сожительстве с девицей духовного звания."
"Увы! это слово было: «прелюбодеяние», и обозначало такое действие, в котором Иудушка и перед самим собой сознаться не хотел."
Когда у Евпраксии рождается сын от Иудушки, тот решает избавиться от незаконного ребенка и отправляет его в приют:
"Завтра, чуть свет, возьмешь ты Володьку, да скорехонько, чтоб Евпраксеюшка не слыхала, и отправляйтесь с Богом в Москву. Воспитательный‑то знаешь?"
Иудушка бьет своих сыновей и тиранит их, не давая ступить ни шагу без спросу:
"– Колотит? А я ведь слышала, что он перестал драться‑то? 
– Меньше, а все‑таки… А главное, надоедает уж очень. 
– Этого я что‑то уж и не понимаю. Как это отец надоедать может? 
– Очень, бабушка, надоедает. Ни уйти без спросу нельзя, ни взять что‑нибудь… совсем подлость!" 
"Петенька, с своей стороны, знал, что есть у него отец, который может его во всякое время притеснить."
Иудушка относится к сыновьям безразлично и холодно:
"Взаимные отношения отца и сына были таковы, что их нельзя было даже назвать натянутыми: совсем как бы ничего не существовало. Иудушка знал, что есть человек, значащийся по документам его сыном..." 
"Умер, дружок, умер и Петенька. И жалко мне его, с одной стороны, даже до слез жалко, а с другой стороны – сам виноват! Всегда он был к отцу непочтителен – вот Бог за это и наказал!"
Сын Иудушки, Володенька, в молодом возрасте кончает жизнь самоубийством. По мнению другого сына, Петеньки, именно Иудушка виновен в смерти сына, так как не помог ему деньгами. Иудушка не признает за собой вину в смерти сына:
"Один сын его, Володенька, кончил самоубийством..." 
"А кто Володю без копейки оставил? кто ему жалованье прекратил? кто?" 
"Да ведь он писал вам; он объяснял, что ему жить нечем, что дольше ему терпеть нет сил…"
Второй сын Иудушки, Петенька, тоже умирает в молодом возрасте. Когда Петенька растрачивает крупную сумму на службе, он просит отца помочь ему деньгами, но тот отказывает. После суда Петеньку отправляют в ссылку, но по пути он заболевает и умирает. Иудушка и на этот раз не признает своей вины в гибели сына:
"Уж после суда, когда решение вышло. Писал, что он три тысячи проиграл, и вы ему не дали. Ведь вы, дядя, богатый?" 
"...сын его, не доехавши до места ссылки, слег в одном из попутных городков в больницу и умер." (о Петеньке)
Иудушка любит кляузничать и сутяжничать и подает жалобы, почти не разбирая дела. При этом его мелочность не приносит ему выгоды:
"Многих он так‑то затаскал и сам ничего не выиграл (его привычку кляузничать так везде знали, что, почти не разбирая дел, отказывали в его претензиях), и народ волокитами да прогулами разорил." 
"Он был невежествен без границ, сутяга..." 
"Наконец брался за перо и писал жалобы к мировому судье и к посреднику." 
"...главную роль играла какая‑то болезненная жажда стяжания. Хотя Порфирий Владимирыч и всегда вообще был мелочен и наклонен к кляузе, но, благодаря его практической нелепости, никаких прямых выгод лично для него от этих наклонностей не получалось. Он надоедал, томил, тиранил (преимущественно самых беззащитных людей, которые, так сказать, сами напрашивались на обиду), но и сам чаще всего терял от своей затейливости."
С годами Иудушка дичает и замыкается в себе. Он живет в своем фантастическом мире, мысленно беседуя с разными людьми:
"Вот он состарелся, одичал, одной ногой в могиле стоит..." 
"Порфирий Владимирыч сидел в засаленном халате, из которого местами выбивалась уж вата; он был бледен, нечесан, оброс какой‑то щетиной вместо бороды." 
"Нынче они, барышня, молчат. Все говорили и вдруг замолчали. Слышим иногда, как промежду себя в кабинете что‑то разговаривают и даже смеются будто, а выдут в комнаты – и опять замолчат. Сказывают, с покойным ихним братцем, Степаном Владимирычем, то же было… Все были веселы – и вдруг замолчали." 
"...до такой степени он похудел, выцвел и задичал." 
"Головлевский владыка выходил из кабинета весь одетый в черное, говорил мало и только, по‑прежнему, изнурительно долго ел."
Под конец жизни у Иудушки просыпается совесть благодаря беседам с племянницей Аннинькой:
"И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы..." 
"Повторяю: совесть проснулась, но бесплодно."
В конце концов Иудушка Головлев осознает, что плохо обращался с матерью. Однажды ночью он идет к ней на могилу, но по пути замерзает и умирает:
"«А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!» – бродило между тем в его мыслях, и жажда «проститься» с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но «проститься» не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии." 
"...Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра и только инстинктивно запахивая полы халата." 
"...прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина."

Это был цитатный образ и характеристика Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах Порфирия Владимировича Головлева.


Смотрите:
Все материалы по роману "Господа Головлевы"
Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина