Письмо деревенского старосты к барину Илье Обломову является одним из важных эпизодов в романе "Обломов" Гончарова.

Автором письма является крепостной крестьянин Прокофий Вытягушкин, служащий старостой в Обломовке.

Ниже представлено письмо старосты к Обломову из романа "Обломов" Гончарова: текст эпизода (отрывок, фрагмент).

Этот эпизод можно найти в главе 2 части I произведения.

Смотрите: 
- Краткое содержание романа
Все материалы по роману "Обломов"




Письмо старосты к Обломову из романа "Обломов" Гончарова


(из главы 2 части I)

"Милостивый государь, – начал Обломов, – ваше благородие, отец наш и кормилец, Илья Ильич..."

Тут Обломов пропустил несколько приветствий и пожеланий здоровья и продолжал с середины:

– "Доношу твоей барской милости, что у тебя в вотчине, кормилец наш, все благополучно. Пятую неделю нет дождей: знать, прогневали господа бога, что нет дождей. Этакой засухи старики не запомнят: яровое так и палит, словно полымем. Озимь ино место червь сгубил, ино место ранние морозы сгубили; перепахали было на яровое, да не знамо, уродится ли что? Авось, милосердый господь помилует твою барскую милость, а о себе не заботимся: пусть издохнем. А под Иванов день еще три мужика ушли: Лаптев, Балочов, да особо ушел Васька, кузнецов сын. Я баб погнал по мужей: бабы те не воротились, а проживают, слышно, в Челках, а в Челки поехал кум мой из Верхлева; управляющий послал его туда: соху, слышь, заморскую привезли, а управляющий послал кума в Челки оную соху посмотреть. Я наказывал куму о беглых мужиках; исправнику кланялся, сказал он: "Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено, водворить крестьян ко дворам на место жительства", и, опричь того, ничего не сказал, а я пал в ноги ему и слезно умолял; он закричал благим матом: "Пошел, пошел! тебе сказано, что будет исполнено – подай бумагу!"


pismo-starosty-oblomovu
Илья Обломов.
Художник В. М. Меншиков


А бумаги я не подавал. А нанять здесь некого: все на Волгу, на работу на барки ушли – такой нынче глупый народ стал здесь, кормилец наш, батюшка, Илья Ильич! Холста нашего сей год на ярмарке не будет: сушильню и белильню запер на замок и Сычуга приставил денно и ночно смотреть: он тверезый мужик; да чтобы не стянул чего господского, я смотрю за ним денно и ночно. Другие больно пьют и просятся на оброк. В недоимках недобор: нынешний год пошлем доходцу, будет, батюшка ты наш, благодетель, тысящи яко две помене против того года, что прошел, только бы засуха не разорила вконец, а то вышлем, о чем твоей милости и предлагаем".

Затем следовали изъявления преданности и подпись: "Староста твой, всенижайший раб Прокофий Вытягушкин собственной рукой руку приложил". За неумением грамоты поставлен был крест. "А писал со слов оного старосты шурин его. Демка Кривой".

***

Это был текст письма старосты к Обломову из романа "Обломов" И. А. Гончарова: текст эпизода (отрывок, фрагмент).