posle-dozhdja-ples-levitan-opisanie-sochinenie
"После дождя. Плес".
И. Левитан
Исаака Левитан – один из самых известных русских художников-пейзажистов.

В этой статье представлено описание картины "После дождя. Плес" Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин








Описание картины "После дождя. Плес" Левитана


Картина "После дождя. Плёс" была написана И. Левитаном в 1889 году. Картина размером 80 × 125 см выполнена маслом на холсте. Картина "После дождя. Плёс" находится в Государственной Третьяковской Галерее.

На картине изображен берег Волги в пасмурный день. После дождя небо еще затянуто облаками, река неспокойна и покрыта рябью. В центре картины у берега мы видим деревянные баржи и небольшие рыбацкие лодки. Слева на заднем плане изображен пароход, плывущий по Волге. Справа на заднем плане виднеются дома и церковь с синими куполами. Значительную часть картины занимает небо, выполненное в серо-голубых тонах.


Из книги "Русское изобразительное искусство":

"Решающее значение для окончательного формирования художника имели четыре поездки на Волгу, последовательно предпринятые им в 1887—1890 годах после завершения обучения. Интимно-лирическое изображение природы влечет за собой опасность субъективизма. «Пейзаж настроения» приобретает право на серьезное значение для искусства лишь при условии, если мастер сумеет через сугубо личные переживания выразить настроения, характерные для большинства людей и для народа в целом.

Общение с величавым пейзажем реки, с которой так много было связано в национальных чувствах народа, помогло Левитану преодолеть эти опасности. Серия волжских картин— «Вечер на Волге» (1887—1888), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889), «Тихая обитель» (1890) — принесла автору избрание в члены Товарищества передвижников и всероссийскую известность."

(И. И. Пикулев, "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)









Из книги "Русский пейзаж":

"Глубокий психологизм – очень важная черта творчества художника. Настроение, которое он создавал в своих пейзажах, многогранно. В гамме чувств и эмоций Левитана ощущается перекличка с лиризмом Серова и, возможно, предвещает многое из того, что развилось в пейзажном творчестве «Союза русских художников».

Собственно говоря, лирическая доминанта как содержательно-пластическая идея возникла у Левитана еще в конце 1880-х годов в картинах "Вечер на Волге" (1888) и "После дождя. Плес" (1889). Она развивалась и обрела психологическую остроту в картинах "Тихая обитель", "Вечерний звон", "Вечер. Золотой Плес" и т. д. Время наполняло ее разными значениями, меняло ее психологический тонус. 

Поэтому фазы творчества Левитана нельзя понимать как логическую смену одних образов другими. Эти образы постоянно пересекаются во времени, перемежаются, взаимообогащаются, взаимопроникают. И все же, хотя трудно очертить границы этапов, ясно, что время ставило на произведениях художника свою специфическую печать."

(В. Манин, статья о Левитане из книги "Русский пейзаж", 2004 г.)


Из книги Н. С. Шер "Исаак Левитан":

"Все лето Левитан был в светлом, приподнятом настроении. Работал много, делал наброски, этюды – живописные записи будущих картин. И не успевал кончить одну картину, как тотчас же начинал другую. Вот картина «После дождя. Плёс».

...Только что над маленьким волжским городком прошел дождь В воздухе еще чувствуется влажность. Расходятся тучи, начинает пробиваться солнце, и под первыми, несмелыми его лучами поблескивают крыши домов, чуть поникли омытые дождем прибрежные кусты, темнеют у берега баржи, рыбацкие лодки. Где-то очень далеко плывет пароход. Над рекой, над городом серебристо-серое небо с разорванными облаками. И невольно думается: какая даль! Как чудесно удалось Левитану преодолеть широту волжских просторов, как живописно, свободно написана картина!"

(Н. С. Шер, "Исаак Левитан")


Это было описание картины "После дождя. Плес" Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.