opisanie-uzhin-traktorista-plastov-sochinenie
"Ужин трактористов".
А. Пластов
Аркадий Пластов – выдающийся русский художник, автор знаменитых картин о сельских жителях.

В этой статье представлено описание картины "Ужин трактористов" Пластова: материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин










Описание картины "Ужин трактористов" Пластова


"Ужин тракториста" – одно из лучших послевоенных произведений Аркадия Пластова и лучшая картина из цикла "Люди колхозной деревни". (В цикл также входят работы "Сенокос", "Жатва" и др.)

Картина "Ужин тракториста" была написана 1951 г. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 203х170 см.

В 1958 году картина была экспонирована на выставке в Лондоне. На данный момент картина находится в Иркутском художественном музее.

После того как картина была повреждена, Третьяковская галерея заказала Пластову второй вариант картины. В 1961 г. художник создал второй вариант картины, который хранится в Третьяковской галерее.

На картине "Ужин тракториста" изображена группа крестьян, ужинающих в поле. Девушка в белом платке наливает молоко из бидона. Тракторист, мужчина средних лет, нарезает хлеб. Мальчик-подросток лежит на траве. Герои расположились на зеленой траве, чтобы съесть свой скромный ужин после тяжелого трудового дня. На заднем плане мы видим свежевспаханное поле. Справа, за спиной у девушки, стоит заведенный трактор.

Данная картина в разных источниках называется "Ужин трактористов" или "Ужин тракториста". На сайте Третьяковской галереи картина носит первое название.











Из книги В. Сысоева "Аркадий Пластов":


"...он [Пластов] тонко чувствовал и глубоко понимал высокий образно-пластический смысл обыкновенных явлений, умел насытить большим содержанием внешне ничем не при мечательные прозаические события. И даже такие обыденные вещи, как еда и питье, пластовские герои совершают с величавой неспешностью торжественного ритуала. <...>

Состав действующих лиц картины "Ужин тракториста" (1961)... ограничен тремя фигурами, взрослым отцом семейства и его детьми, сыном и дочкой . Их движения, позы и жесты обусловлены жизненным принципом, отражают логику естественного поведения людей в реальной бытовой ситуации.

Каждый из персонажей действует сообразно личному складу натуры и заведенному житейскому правилу. Тем не менее своеобразная непосредственность происходящего имеет отношение не только к данности единичного случая.

В ней кристаллизовано нечто большее, одухотворенная жизненная достоверность... молодой героини звучит смысл и дивную красоту простой, обыденной жизни.

Отношение к детям у него было особенно трогательным, но без тени слащавой умильности или снисходительности. В них он видел достойную уважения свежую социальную силу, идущую на смену старшим, способную своей деятельностью осуществить всенародную задачу грядущей эпохи.

...в... картине "Ужин трактористов" детские образы предстают во всем естественном очаровании мирного детства, в романтическом окружении вечерней природы.

С покоряющей, неприкрашенной верностью натуре художник запечатлевает детей самых различных возрастов, от едва научившихся ходить малышей до подростков, точно угадывая в каждом периоде жизни ребенка свои специфические особенности."

(В. Сысоев, "Аркадий Пластов", изд-во "Белый город", 2001 г.)


Из книги И. И. Пикулева "Русское изобразительное искусство":


"В 1951 году художник написал полотна «Витя-подпасок» и «Ужин трактористов», начавших собою тот ряд работ, за которые в 1966 году ему, уже действительному члену Академии художеств СССР, присудили звание лауреата Ленинской премии. Лучшим в этом своеобразном цикле осталось произведение «Ужин трактористов».

В картине изображена девушка, пришедшая на пахотное поле с колхозной фермы и разливающая прохладное молоко трактористу и его подручному — подростку. Свежий белый халат, косынка на ее голове — эти и другие детали говорят о том уважении, которым окружен труд механизаторов в колхозной деревне.

В красном пятне майки старшего из них, медно-красном тоне его загорелого лица, озаренного закатом, словно бы продолжает дышать накал напряженной работы, которой, несмотря на вечернюю пору, еще предстоит продолжаться (о чем свидетельствует попыхивающий дымком, не выключенный спешности ради трактор). Зеленый верх фуражки пограничных войск на герое свидетельствует, что он всегда стоял и стоит в передовой шеренге бойцов Отчизны — будь то недавние поля сражения или сегодняшние мирные поля битвы за урожай.

Как эту картину, так и последовавшие за ней «Весну» (1954), «Лето (Полдень)» (1960) и другие отличало чувство современности не только в избранном мотиве, но и в характере разработки последнего.

Говоря о манере Пластова как живописца современности, нельзя не заметить воздействия на нее киноискусства. Так, художник стремился сосредоточить внимание зрителей на каком-то отдельном жанровом действии, показав его крупным планом. При этом он часто оперировал приемом фрагментарности. Например, в произведении «Ужин трактористов» половина фигуры лежащего на земле паренька-подручного уходит за раму, за раму уходит и основная часть корпуса трактора."

(И. И. Пикулев "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)


Из книги Д. Самина "А. А. Пластов":

"...«Ужин трактористов» (1951) ...картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как‑то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе»."

("А. А. Пластов", книга Д. Самина "100 великих художников", 2006 г.)

Это было описание картины "Ужин трактористов" Пластова: материалы для сочинения.