opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie
"Богатыри".
В. Васнецов
Картина "Богатыри" – одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.

В интернете часто картину "Богатыри" иногда ошибочно называют "Три богатыря".

В этой статье представлено описание картины "Богатыри" Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д.

Смотрите: Материалы по другим картинам






Описание картины "Богатыри" Васнецова


Картина "Богатыри" занимает центральное место в творчестве Васнецова. Работа над картиной заняла более 20 лет. При этом процесс работы несколько раз прерывался. 

Первый эскиз карандашом для «Богатырей» Васнецов создал в 1871 году, а завершил картину 23 апреля 1898 года. процесс этот несколько раз прерывался... Полотно почти сразу было приобретено П. М. Третьяковым для галлереи. 

На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

Картины "Богатыри" отличается очень крупным размером – 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина "Богатыри" находится в Государственной Третьяковской Галерее. 


Васнецов о своей картине "Богатыри":  

"Картина моя — богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. 

Хотелось бы Вам показать начало — исполнить такую картину — ох, дело не легкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?". 

(письмо Васнецова к П. П. Чистякову, 1882 г.)







Описание из книги "Русские художники. Монографии":

"Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника.

Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли.

Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора.

«Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.

«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа. <...>

И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой. <...>

Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли. <...>

«Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи. <...>

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. <...> Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение. Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство. 

Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль. 

Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса.... Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. 

Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня. 

Богатыри и их кони — друг другу под стать, и в этом тоже выразилось ощущение реальной действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником и другом в битве и жизни. 

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа. В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность. 

В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается в даль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжелый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах — все это выражает полную готовность к бою. 

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу. Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли. <...>

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность. Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема. <...>
На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу. Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины. Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы. <...>

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. <...> ...это луг и перелески. Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа. <...>

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции.

Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «... поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее."

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, "Васнецов Виктор Михайлович" ("Русские художники. Монографии"), 1962 г.)


Из книги В. Н. Осокина "В. Васнецов" (серия "ЖЗЛ"):

"...трепетно-бережливо относился к "Богатырям"... Васнецов, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. 

Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. 

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. 

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и встматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. 

Богатырь, что справа на белом, словном вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать их ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо. 

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. 

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые богатыри русские. 

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке "палицу булатную сорока пудов", называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнеся от этой тяжести. 

Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты чисто русского крестьянского склада лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот. Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких, впрочем, пропорциональных туловищу, плечах. <...>

...уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде. <...>   

Совсем по-другому выглядит в картине, как и в былине, Добрыня Никитич. 

Он, повествует былина, был происхождения знатного, "чадо милое" богатого рязанского князя Никиты Ивановича и его жены Амелфы Тимофеевны. Он дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко. Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. <...> ...сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня, – явно заморской работы. Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами. 

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Бабыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа. 

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович. 

Он врага побеждает не богатырской силой – у него не так много ее – сколько сметливостью да ухваткой. <...> 

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью. <...> 

Алеша Попович на картине Васнецова не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен он легковато: "тугой лук разрывчатый" да "стрелочка каленая" – вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке – "гусельки яровчатые". Балагур, весельчак Алеша – мастер попеть и поиграть, попривородить сердца молодушек. 

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага. 

Его конь все еще беззаботно щиплет траву. Но пробьет час, и он полетит, как ветер. <...>

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси. Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом. <...>

Целостна и крепка живопись полотна. Благородно-красивы, хотя и просты, без излишней эффектной сочности и резкости, сочетания красок – зеленой и коричневой, красной и белой, черной и синей. <...>

Четверть века с лишним создавались "Богатыри". Но они не хранят ни малейшего следа тех творческих исканий, колебаний, которые пережил художник за столь долгий срок. Полотно удивительно непосредственно, елино своей органической, неразрывной целостностью." 

(В. Н. Осокин "В. Васнецов", серия "ЖЗЛ", 1959 г.)


В. В. Стасов о картине "Богатыри":

"Эти «Богатыри»... выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа... <...>

...что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ ... но еще впечатление благости, великодушия и добродушия — ими полон, всего более, сам Илья Муромец, главная срединная фигура".

(В. В. Стасов, статья "Мой адрес публике, 1899 г.)


Это было описание картины "Богатыри" Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д. (Эту картину иногда ошибочно называют "Три богатыря".)