vechernij-zvon-levitan
"Вечерний звон". И. Левитан
Картина "Вечерний звон" является одной из знаменитых работ выдающегося русского художника Исаака Левитана.

В этой статье представлено описание картины "Вечерний звон" Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по картинам Левитана











Описание картины "Вечерний звон" Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения


Картина "Вечерний звон" была написана Левитаном в 1892 году. Картина выполнена маслом на хосте размером 87 х 107,6 см. На данный момент картина хранится в Третьяковской Галерее.

При жизни автора картина была вставлена на Чикагской всемирной выставке в Русском отделе. 


Описание картины из книги В. Петрова "Исаак Левитан":

"В этой картине, изображающей окруженный осенним лесом монастырь у излучины полноводной реки, Левитан вновь как бы приглашает зрителя в благой, лишенный зла мир.

В отличие от близкой по мотиву "Тихой обители", где взгляд зрителя направлялся по центральной оси в глубь картины, к монастырю, а горизонт был закрыт дубравой, в "Вечернем звоне" доминируют плавные, эллипсоидные линии реки, течение которой уводит взгляд вдаль.

Проникающее картину круговое движение, красота вечернего освещения, румянящего и золотязего плывущие по небу легкие облака и белые стены монастырских зданий, "эхо" отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного "звучания" картины, и кажется, что в ее пространстве, как и в одном из рассказов Чехова, "собрались отдыхать" и люди, и природа, и лес, и солнце, отдыхать и, быть может, молиться".

В картине нашли прекрасное выражение и сближавшее Левитана с Нестеровым "типично русское, даже отшельническое умиление перед красотой вечера в «святом месте»", и чуткость живописца к художественному своеобразию церковной архитектуры, ее единству с окружающей природой.

Это понимаение красоты и поэзии старых русских храмов он, видимо, унаследовал от Саврасова, уже в годы учения создав такие работы, как "Симонов монастырь" и "Вечер на пашне", в образном строе которых важную роль играли белые здания храмов, символизирующие и выражающие высшие устремления людей, живших на этой земле. Пристрастие к изображению старинных церквей, колоколен, ветких деревянных часовенок сохранилось у него до конца дней, проявившись во множестве произведений."

(из книги В. Петрова "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)









Описание картины из книги С. Пророковой "Левитан":

"На мольберте в мастерской стояла картина, которую Левитан готовил для Чикагской всемирной выставки. Помня о шумном успехе «Тихой обители», он писал ее вариант. Многое изменил в композиции.

Работая, художник напевал свою любимую песню «Вечерний звон» на слова поэта-страдальца Козлова, который начал писать стихи, когда потерял зрение. <...> Левитан любил его стихи, а песню эту часто напевал. Она переносила его в летние вечера Плеса, когда все многоголосие церковных колоколов вступало в строй и певучий благовест разносился окрест.

Левитан писал картину, полный воспоминаний об этом церковном благолепии. Даже картину назвал «Вечерний звон». <...> 

...смирение, покой, умиление. <...> ...дань безвременью. Картина эта очень нравилась обывателям, готовым заткнуть уши и не слышать того грозного протеста, который зреет в народе, обывателю, сделавшему теперь песню Козлова чуть ли не своим гимном."

(С. Пророкова "Левитан")


Описание картины на сайте Третьяковской Галереи:

"Пространственные планы картины представлены как три разных мира. Ближний – покрытый тенью высокий берег, с него художник окидывает взглядом окрестности. Далее – зачарованная водная гладь, над которой обрываются мостки, а на ее поверхности в центре словно замирает лодка.

За рекой, вырастая из миражной игры отражений, в лучах заходящего солнца появляется чудесное видение – монастырь. Наконец взгляд поднимается в небо вслед за тающими в мягком золотом сиянии облаками.

Художник передает стремление души в этот очарованный мир света и исчезающих в отдалении звуков. Прерывая движение к небу поперечными ритмами – линией берега, мостками, лодкой, он создает ощущение ускользающего образа. В эту манящую даль можно лишь бесконечно, томительно стремиться в мечтах."

(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине "Вечерний звон")


Это было описание картины "Вечерний звон" Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.