temy-problemy-gore-ot-uma-griboedov
В комедии "Горе от ума" Грибоедов касается множества острых тем и проблем своей эпохи. По этой причине при жизни автора комедия не была разрешена к печати и постановке в театре. 

Ниже представлен обзор тем и проблем комедии "Горе от ума" Грибоедова, анализ проблематики произведения.





Темы и проблемы комедии "Горе от ума" Грибоедова


Проблематика пьесы "Горе от ума" довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры. 

Главными темами и проблемами комедии "Горе от ума" являются:
  • крепостное право и жестокость помещиков
  • воспитание и образование дворян
  • погоня за чинам и наградами
  • бюрократия
  • вражда к "новым людям", противостояние "старой" и "новой" жизни 
  • скалозубовщина и аракчеевщина
  • декабризм 
  • либерализм
  • французомания, любовь ко всему иностранному
Помимо этого, автор затрагивает и общечеловеческие темы, как например, любовь, отношения мужчины и женщины, брак и семья и т.д.




Н. К. Пиксанов о проблемах и темах "Горе от ума":

"В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества. <...>

Очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом... <...> ... сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма, его художественным документом. <...>

В пьесе Грибоедова обращают на себя внимание неоднократные упоминания о вольнодумной разночинской интеллигенции. ...высмеяно мракобесие, вражда к новым людям, нападки Фамусова на распространение просвещения... <...>

Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права...

Много сарказма направлено против «вельмож в случае» — фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых».

Немало обличений чиновнической бюрократии, к которой надо «прислуживаться», перед которой «не должно сметь свое суждение иметь»..."
("А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)


В. Н. Орлов о главной теме "Горе от ума":

"Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого... <...>

Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В "Горе от ума" он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени - тему непримиримой вражду защитников старого, косного быта и вестников нового мировоззрения, новой, "свободной жизни". Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, напротив, приобретала все большую остроту..."
(В. Н. Орлов, послесловие к книге "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)


Это был обзор тем и проблем комедии "Горе от ума" Грибоедова, анализ проблематики произведения.