Фамусов. Художник Н. Кузьмин
Фамусов.
Художник Н. Кузьмин
Блистательная комедия "Горе от ума" Александра Грибоедова является выдающимся произведением русской литературы XIX века.

В этой статье представлен анализ идеи, смысла и сути комедии "Горе от ума" Грибоедова, материалы из критических статей о произведении.






Идея, смысл и суть комедии "Горе от ума" Грибоедова


В. Н. Орлов о смысле "Горе от ума":

"Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается таким образом в общественную драму целого поколения передовых людей декабристкой эпохи."
(В. Н. Орлов, послесловие к книге "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)


Н. К. Пиксанов об идее "Горе от ума":

"С начала до конца пьеса была и осталась бытовой и сатирической, но отнюдь не философской комедией. Вся идейность пьесы вращается в круге социально-политическом и психологическом... Зато в этом круге, материал очень богат и дает произведению такую содержательность, какой не имеет ни одна современная русская комедия.

В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества.

Многое из идейного состава «Горя от ума» было настолько правдиво, смело, ярко, глубоко, что быстро было воспринято русской общественной мыслью в ее постоянный обиход. Это обстоятельство красноречиво говорит об идейном богатстве и общественной значимости пьесы.

Политическая содержательность «Горя от ума» значительнее, чем, например, «Ревизора», и несравненно богаче, чем во всей драматической поэзии грибоедовских времен. <...>

Очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом, хотя его автор и не входил организационно в декабристские общества и не разделял некоторых увлечений своих друзей декабристов, бывших романтиками не только в литературе, но и в политике. <...> 

Как и Пушкин, от политического скептицизма Грибоедов переходил к политическому реализму, а потом и к реализму художественному. 

Связь «Горя от ума» с идеологией декабризма определялась не формальной принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а кровным родством его с той же социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. 

Идейное наполнение комедии Грибоедова вполне соответствует политическим заявлениям декабристов в их программах, показаниях на следствии, письмах, воспоминаниях. <...>

Идеологически и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских революционеров; недаром декабристы приняли «Горе от ума» с таким энтузиазмом: пока цензура запрещала к печатанию полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую диктовку и развозили по провинции. <...>

Списки распространялись не только в передовой дворянской среде, но и в широких кругах демократической разночинской интеллигенции. <...>

...сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма, его художественным документом. Идеология «Горя от ума» кровно роднится с политической поэзией того времени, с гражданской лирикой Пушкина и Рылеева. Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. <...> На сторону «Горя от ума» встала вся прогрессивная критика.

Декабристам в «Горе от ума», в речах Чацкого была близка проблема национального будущего, социально-исторический оптимизм. <...> 

Оптимизм — основная настроенность «Горя от ума». Какова б ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю. Эта оптимистическая позиция была близка декабристам. Свою политическую обреченность многие декабристы осознавали со всей ясностью, но они не теряли исторического оптимизма."
(источник: "А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)







С. Бураковский об идеях комедии "Горе от ума":

"Нетрудно заметить, что между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений. Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы. Чацкий, напротив, человек духа. 

Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него... ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии "Горе от ума"."
(источник: книга С. Бураковского "«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся", 1891 г.)


Это был анализ идеи, смысла и сути комедии "Горе от ума" Грибоедова, фрагменты из критических статей о произведении.