analiz-smysl-nazvanija-chistyj-ponedelnik-bunin
Портрет И. Бунина
Рассказ "Чистый понедельник" – одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя И. А. Бунина.

В этой статье представлен анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина, анализ смысла названия и т.д.











Анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина


По мнению литераторов, главная героиня "Чистого понедельника" – это типичный женский образ бунинских рассказов: образ мятущейся, страдающей женщины. Этот женский тип был особенно интересен Бунину и прошел по многим его произведениям.

В «Чистом понедельнике» как бы завершается путь таких героинь: странные, сами себя не понимающие, они одинаково неожиданно могут совершать самые противоположные поступки — столь же неожиданно оборвать или погубить свою жизнь. Однако, по мнению Бунина, самое влекущее, неотразимое и таинственное сосредоточено именно в таком сложном, загадочном характере.

Об этом странном типе женщин в рассказе "Сны Чанга" сам Бунин писал следующее:
"Есть... женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят... Кто их разгадает?"

Почему рассказ называется "Чистый понедельник"?

Чистый понедельник празднуется на первой неделе великого поста, с окончанием масленицы. Заглавие «Чистый понедельник» символично: этим заглавием подчеркивается резкий перелом в судьбе героини — переход от тех дней, когда они наполнялись всякого рода развлечениями, хождениями в рестораны и проч.,— к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.


Традиции и модерн

Церковь Марфо-Мариинской обители, где главный герой в последний раз видит свою возлюбленную, построена по проекту А. В. Щусева в 1908—1910 гг. В ней древнерусский стиль органически сочетается с модерном. Резьба по дереву, по белому камню, решетки на окнах — в стиле модерн.

Традиции русского искусства и модерн — важнейшая тема рассказа «Чистый понедельник». Ее развитию служит и то, что героиня в финале рассказа изображена в обители, которая поражает своеобразием замечательной живописи и архитектуры под старину, а в то же время во многом — в новейшем стиле.

Также развитию этой темы служит то, что героиня рассказа читает современных писателей-модернистов: Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского. 

(по материалам статьи А. Саакянц, "Собрание сочинений Бунина в 6 томах", т.5, 1988 г.)


Это был анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина, анализ смысла названия и образа главной героини.