temy-problemy-idei-nedorosl-fonvizin
"Недоросль" Фонвизина.
Художник Д. Дубинский
Комедия "Недоросль" является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.

Ниже представлен анализ основных тем, проблем и идей комедии "Недоросль" Фонвизина. 

В статье представлены фрагменты из публикаций критиков.






Темы, проблемы и идеи комедии "Недоросль" Фонвизина


П. А. Вяземский:

"В комедии «Недоросль» автор имел ... цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными."
(П. А. Вяземский "Фон-Визин", 1830 г.)


В. Острогорский:

"... "Недоросль", справедливо считающийся первой русской комедией. Здесь, с одной стороны, выставлено поразительное невежество в виде воспитания Митрофанушки, с другой - безобразия крепостного права, в лице Простаковой, Скотинина, Еремеевны и Тришки. <...>

Уважение к себе и людям, какого бы звания они ни были, стремление к истинному просвещению ума и, больше всего, сердца, - вот к чему, по мнению писателя, должен человек стремиться. По этим прекрасным мыслям Фонвизин справедливо причисляется к лучшим людям екатериниского века."

(В. Острогорский: "Двадцать биографий образцовых русских писателей", сост. Виктор Острогорский, Санкт-Петербург, 1890 г.)


Г. П. Макогоненко:

"...«Недоросль» — центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века... <...>

Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправно крепостных — становится темой комедии. В драматическом сочинении тема с особой силой убедительности раскрывается в развитии сюжета, в действии, в борьбе. Единственным драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.

В комедии Фонвизин показывает пагубные следствия рабовладения, которые должны подтвердить зрителю моральную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотиниными и Простаковыми. Следствия же рабства воистину ужасны.

Крестьяне Простаковых разорены вконец. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Рабство превращает крестьян в холопов, начисто убивая в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это в дворовых. Фонвизин создал образ огромной силы — рабы Еремеевны. Старая женщина, нянька Митрофана, она живет жизнью собаки: оскорбления, пинки и побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Надругательства, поношения и унижения сделали из Еремеевны холопа, цепного пса своей госпожи, который униженно лижет руку побившего ее хозяина.

Но рабство развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово заявляет: русские помещики превращаются в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, становятся жестокими палачами окружающих их людей, всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. <...> Рабовладельцы превратили не только своих крестьян в «тяглый скот», но и сами стали гнусными и презренными скотами.





В лице Правдина и Стародума впервые на сцене появились положительные герои, которые действуют, осуществляя свои идеалы на практике. Кто же такие Правдин и Стародум, отважно ведущие борьбу с крепостниками Простаковыми и Скотининым? Почему они оказались способными вмешаться не только в ход действия комедии, но, в сущности, и в политическую жизнь самодержавного государства?

Как произведение народное, комедия «Недоросль», естественно, отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Бесправие русских крепостных, низведенных до положения рабов, отданных в полное владение помещикам, с особой силой проявилось именно в 80-е годы. Полный, безграничный, чудовищный по разнузданности произвол помещиков не мог не вызвать в среде передового дворянства чувства протеста. <...>

Второй темой «Недоросля» и явилась борьба дворянских просветителей с рабовладельцами и деспотическим правительством Екатерины II после разгрома пугачевского восстания. <...>

...Стародум, политический деятель, уже понявший, что вера в Екатерину не только наивна, но и губительна...

Фонвизин заставляет Стародума разъяснять..., что вера в Екатерину бессмысленна, что легенда о ее просвещенном правлении лжива, что Екатерина утвердила деспотический образ правления, что именно благодаря ее политике может процветать в России рабство, могут хозяйничать жестокие Скотинины и Простаковы. <...>

Именно эта политическая мысль была положена в основание «Недоросля», — в преступлениях Скотининых и Простаковых виновата Екатерина. Вот почему борьбу с Простаковыми ведут частные люди, а не правительство (то обстоятельство, что Правдин служит, не меняет дела, так как он действует по своим убеждениям, а не по приказам начальства). Екатерининское же правительство благословляет крепостническую политику распоясавшихся дворян..."

(По материалам статьи Г. П. Макогоненко "Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина" ("Собрание сочинений Фонвизина в двух томах", 1959 г., том 1).


А. Кокорев:

"...«Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина... В своей комедии Фонвизин отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Фонвизин дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

(А. Кокорев, "А. Фонвизин // Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929—1939 гг.)


Это был анализ основных тем, проблем и идей комедии "Недоросль" Фонвизина - выдающегося произведения русской литературы времен Екатерины II.