personazhi-groza-ostrovskij-harakteristika
Дикой и Кабаниха.
Художник
С. В. Герасимов
В этой статье представлена краткая характеристика героев пьесы "Гроза" Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.

В статье использованы отрывки из критической статьи А. Пальховского "«Гроза». Драма А. Н. Островского" ("Московский вестник", 1859 г. , №49).





Характеристика героев пьесы "Гроза" Островского


Кабаниха

"В городе Калинове, на берегу Волги живет Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова, – женщина грубая, дикая, ханжа и деспотка. Закоренелая в старых варварских понятиях, она является страшным бичом в своем семействе: гнетет сына, подавляя в нем всякое проявление воли, всякий порыв, гнетет невестку, точа ее, как ржа железо, за всякий поступок, несогласный с ее дикими безумными требованиями. Кабанова – это идеал женщины-рабыни, закоснелой в рабстве и порабощающей все, на что только может простираться ее дикий произвол. Что-то адское, сатанинское есть в этой женщине; это какая-то леди Макбет, выхваченная из темных закоулков "тёмного царства". <...>

...Ее грубая натура, воспитанная в грубых, варварских нравах, не может допустить мысли, чтобы муж мог не бить жены, и обращаться с ней кротко, по-человечески. Она видит в этом слабость, и недостаток характера. Жене, по ее мнению, тоже не след ласкаться к мужу и открытое выражать свои чувства – она ведь не любовница, а жена (удивительный аргумент!): все это противно кодексу морали, которого так свято придерживаются в "темном царстве". Жене прилично только раболепствовать перед мужем, кланяться ему в ноги, беспрекословно исполнять его приказания – и обманывать его, притворяться, скрывать от него свои мысли и чувства. Подавив всякую волю в сыне, Кабанова не может, однако, поработить совершенно невестку... <...>

Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой – не жизнь, а каторга. <...>  

Не будь у Катерины такой ... бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей... . Но у нее ... [свекровь] – леди Макбет..." 





"Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе. Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, – и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может. Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного – луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения... <...>  

Дикой, дядя Бориса – это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в "Грозе", хотя он и не нужен для хода пьесы -- и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная..." 


Катерина Кабанова

"... Кабанова не может ... поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой – не жизнь, а каторга. Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины – и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. <...> Катерина находит исход ...: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого. <...>  

Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис – пошляк страшнейший – отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу." 


Тихон Кабанов

"Тихон Иванович, сын Кабановой – ... человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, – он тем навлекает на себя постоянное гонение матери... <...>

Тихон рвется куда-нибудь – и напьется, – хотя вином душу отведет, – и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам "темного царства", лишь бы только все было шито да крыто. <...> ...[Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса..." 



"...Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. <...> ...Бой-девка – проведет и выведет... <...>  

Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни "темного царства"..."



"...с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса... <...> ...Борис – пошляк страшнейший...

Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность – есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины..."



"Лучшим из этих аксессуарных лиц – нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме – является, по нашему мнению, Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского. 

Посмотрите – какое у Кулигина светлое миросозерцание, как чужд ему мистицизм, как ласково и радостно он смотрит на всех, как любит всех, посмотрите, какое у него стремление к знанию, какая любовь к природе, какая жажда принести пользу людям: хлопочет он и об устройстве солнечных часов на бульваре, и об устройстве громоотводов – и все это не для себя, не из видов корысти, не ради спекуляции, а так – ради общего блага, в чистом и благороднейшем значении этого слова... <...>

... [от Кулигина] веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу... <...> Оттого, что в душу ... проник луч истины, добра и прекрасного – луч образования..." 


Феклуша

"Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского. 

Феклуша, толкующая о "Салтане Махмуде турецком", о "Салтане Махмуде персидском" и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей "темного царства": всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове "темных людей", с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах – о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч. 

Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных "темных людей"..."


Полусумасшедшая барыня

"Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни – старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах."

***

(по материалам статьи А. Пальховского "«Гроза». Драма А. Н. Островского" ("Московский вестник", 1859 г. , №49). 

Характеристика героев пьесы "Гроза" Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.