Отец Николеньки. "Детство" Толстого. Художник К. Клементьева |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика отца в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера, портрет в цитатах.
Смотрите:
- Все материалы по повести "Детство"
Отец в повести "Детство" Льва Толстого
Имя отца Николеньки – Петр Александрович:
"...Позвольте вам доложить, Петр Александрыч..."
Он отставной поручик гвардии:
"...он навсегда остался отставным поручиком гвардии..."
Отец Николеньки – дворянин и помещик. Известно, что семья мальчика владеет несколькими имениями:
Он отставной поручик гвардии:
"...он навсегда остался отставным поручиком гвардии..."
Отец Николеньки – дворянин и помещик. Известно, что семья мальчика владеет несколькими имениями:
"...употреблять все доходы с ее имений на Петровское (село, в котором мы жили).."
О внешности отца Николеньки известно следующее:
"...на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку..."
"...Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца..."
"...Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички… Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове, спокойным, самоуверенным движениям..."
"...Его высокая фигура в черном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения, когда он крестился, кланялся, доставая рукою землю, брал свечу из рук священника..."
Петр Александрович – предприимчивый, самоуверенный, любезный и разгульный человек:
О внешности отца Николеньки известно следующее:
"...на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку..."
"...Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца..."
"...Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички… Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове, спокойным, самоуверенным движениям..."
"...Его высокая фигура в черном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения, когда он крестился, кланялся, доставая рукою землю, брал свечу из рук священника..."
Петр Александрович – предприимчивый, самоуверенный, любезный и разгульный человек:
"...Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула..."
Больше всего отец Николеньки любит 2 вещи – карты и женщин:
Больше всего отец Николеньки любит 2 вещи – карты и женщин:
"...Две главные страсти его в жизни были карты и женщины; он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий..."
"...твоя несчастная страсть к игре..."
Петр Александрович проигрывает крупные суммы в карты:
"...я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим..."
Он обманывает свою добрую жену, мать Николеньки. При этом жена во всем ему верит:
"...мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит..."
Петра Александровича считают благородным и порядочным человеком в обществе:
"...Я его давно знаю, и знаю за внимательного, доброго и прекрасного мужа и главное — за благороднейшего человека, un parfait honnête homme*.
(*вполне порядочного человека (франц.))
Он умеет нравиться людям:
"...но нравиться всем без исключения — людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться..."
Он удачливый человек:
"...он умел не только прослыть и быть человеком a bonnes fortunes*..."
(*удачливым (франц.)
У него есть блестящие связи в обществе:
"...Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости..."
Петр Александрович – чувствительный и даже слезливый человек:
"...твоя несчастная страсть к игре..."
Петр Александрович проигрывает крупные суммы в карты:
"...я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим..."
Он обманывает свою добрую жену, мать Николеньки. При этом жена во всем ему верит:
"...мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит..."
Петра Александровича считают благородным и порядочным человеком в обществе:
"...Я его давно знаю, и знаю за внимательного, доброго и прекрасного мужа и главное — за благороднейшего человека, un parfait honnête homme*.
(*вполне порядочного человека (франц.))
Он умеет нравиться людям:
"...но нравиться всем без исключения — людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться..."
Он удачливый человек:
"...он умел не только прослыть и быть человеком a bonnes fortunes*..."
(*удачливым (франц.)
У него есть блестящие связи в обществе:
"...Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости..."
Петр Александрович – чувствительный и даже слезливый человек:
"...Он был чувствителен и даже слезлив. Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать, слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу..."
Он любит музыку и играет на фортепиано:
"...Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А…, цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как «Не будите меня, молоду», как ее певала Семенова*, и «Не одна», как певала цыганка Танюша..."
Он не любит помогать юродивым странникам. Мать Николеньки, наоборот, помогает им:
"...Ты знаешь, я вообще не большой охотник до этих господ..."
"...Кажется, я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…"
О других чертах характера героя известно следующее:
"...Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, — казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими..."
"...Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости..."
"...В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, — но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно. Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость..."
Он любит музыку и играет на фортепиано:
"...Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А…, цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как «Не будите меня, молоду», как ее певала Семенова*, и «Не одна», как певала цыганка Танюша..."
Он не любит помогать юродивым странникам. Мать Николеньки, наоборот, помогает им:
"...Ты знаешь, я вообще не большой охотник до этих господ..."
"...Кажется, я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…"
О других чертах характера героя известно следующее:
"...Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, — казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими..."
"...Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости..."
"...В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, — но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно. Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость..."
Это был цитатный образ и характеристика отца в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.
Смотрите: Все материалы по повести "Детство"
Смотрите: Все материалы по повести "Детство"
10 Комментарии
Что касается отношения автора к отцу Николеньки, то, прежде всего, заметим, что рассказ ведется от лица Николеньки. То есть рассказчик и есть Николенька.
Судя по всему, Николенька (рассказчик) относится к отцу уважительно и почтительно, потому что так требовало воспитание. Любит ли и уважает ли он своего отца? Трудно сказать. В целом отношение Николеньки к отцу можно назвать противоречивым. Николенька (рассказчик) не восхваляет слепо отца, он отчетливо видит его недостатки и достоинства. Судя по всему, мальчику точно не нравится, что отец увлекается картами и женщинами.
Однако мальчик также отмечает и положительные качества отца: его умение нравится всем, его предприимчивость, умение увлекательно говорить и т.д.