znachitelnoe-lico-general-povest-Shinel-Gogol
"Значительное лицо" и
Акакий Акакиевич
"Значительное лицо" в повести "Шинель" Гоголя является одним из ярких второстепенных персонажей. 

Гоголь не называет имя "значительного лица" в повести. Он зовет его просто: "значительное лицо" или "генерал".

Однажды бедный чиновник Акакий Акакиевич просит "значительное лицо" помочь ему найти украденную шинель. Генерал отказывается помочь, но вскоре сильно сожалеет об этом.

Ниже представлена цитатная характеристика "значительного лица" (генерала) в повести "Шинель", описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести "Шинель"





"Значительное лицо" в повести "Шинель"


"Значительное лицо" – это мужчина в возрасте:
"...значительное лицо был уже человек немолодой..."
О внешности "значительного лица" известно, что у него богатырская наружность и мужественный вид:
"...взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: «У, какой характер!».." 
"...имеющим богатырскую наружность..."
Чин "значительного лица" – генерал:
"...Получивши генеральский чин..." 
"...Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамильярным..."
"Значительное лицо" является отцом семейства. Он женат, и у него трое детей:
"...хороший супруг, почтенный отец семейства. Два сына, из которых один служил уже в канцелярии, и миловидная шестнадцатилетняя дочь..." 
"...Супруга его, еще женщина свежая и даже ничуть не дурная, давала ему прежде поцеловать свою руку и потом, переворотивши ее на другую сторону, целовала его руку. Но значительное лицо, совершенно, впрочем, довольный домашними семейными нежностями..."








"Значительное лицо" только недавно стало значительным:
"...Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими..."
Он солидный и строгий начальник:
"...Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими..."
"...Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была строгость. «Строгость, строгость и – строгость», – говаривал он обыкновенно и при последнем слове обыкновенно смотрел очень значительно в лицо тому, которому говорил..."
"Значительное лицо" строит из себя важного начальника:
"...Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему являться прямо никто не смел, а чтоб шло всё порядком строжайшим: коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь – титулярному или какому приходилось другому, и чтобы уже, таким образом, доходило дело до него..."
"Значительное лицо" держит подчиненных в страхе:
"...Хотя, впрочем, этому и не было никакой причины, потому что десяток чиновников, составлявших весь правительственный механизм канцелярии, и без того был в надлежащем страхе: завидя его издали, оставлял уже дело и ожидал стоя в вытяжку, пока начальник пройдет через комнату. Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?».."
"Значительное лицо" обращается грубо и высокомерно с теми, которые ниже его чином:
"Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно..."
"А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека..."
"Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю..." 
"...но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше..."
С людьми, равными ему по чину, он ведет себя прилично:
"Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек..."
Он нарочно заставляет людей ждать у себя под дверью, даже если он ничем не занят:
"...«А! может подождать, теперь не время», – сказал значительный человек. Здесь надобно сказать, что значительный человек совершенно прилгнул: ему было время, они давно уже с приятелем переговорили обо всем... <...> Но при всем том, однако же, велел он чиновнику подождать, чтобы показать приятелю, человеку давно не служившему и зажившемуся дома в деревне, сколько времени чиновники дожидаются у него в передней..."
Он добр, но строит из себя строгого начальника:
"Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку..." 
"...Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться..."
"Значительное лицо" специально учился перед зеркалом говорить твердо, чтобы пугать подчиненных:

"...он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно?» – голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина...."
Этот герой любит строгий порядок на службе:
"...Что вы, милостивый государь, – продолжал он отрывисто, – не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне..."
У этого персонажа есть тайная приятельница Каролина Ивановна, к которой он иногда ездит, хотя он женат:
"...он решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне, даме, кажется, немецкого происхождения, к которой он чувствовал совершенно приятельские отношения..." 
"...нашел приличным иметь для дружеских отношений приятельницу в другой части города. Эта приятельница была ничуть не лучше и не моложе жены его..." 

"Значительное лицо" и Акакий Акакиевич


Однажды Акакий Акакиевич приходит к "значительному лицу" и просит его помочь найти украденную шинель:
"...Лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и снесясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу..."
Тот отказывает Акакию Акакиевичу в помощи и "распекает" (ругает) его:
"...Что вы, милостивый государь, – продолжал он отрывисто, – не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? 
"...не похлопотал об моей, да еще и распек..."
Затем генерала мучает совесть за то, что он обидел бедного Акакия Акакиевича:
"...скоро по уходе бедного, распеченного впух Акакия Акакиевича почувствовал что-то вроде сожаления..."
"...когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, он остался даже пораженным, слышал упреки совести и весь день был не в духе..."
Однажды "значительное лицо" встречает на улице привидение Акакия Акакиевича. Это привидение отбирает у него шинель:
"...узнал в нем Акакия Акакиевича... <...> рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!» <...> Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою <...>.." 
После этого случая "значительное лицо" начинает вести себя более вежливо с подчиненными:
"Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело..."

Это была цитатная характеристика "значительного лица" в повести "Шинель" Гоголя, описание внешности и характера генерала.

Смотрите также: Все материалы по повести "Шинель"