harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov
Софья Фамусова.
Художник Н. Кузьмин
Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии "Горе от ума" Грибоедова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.




Характеристика Софьи Фамусовой из комедии "Горе от ума"


Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:
"...Софья Павловна, дочь его..." (цитата из списка действуюших лиц)
Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:
"...Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте..." (цитата из списка действуюших лиц) 
Возраст Софьи Фамусовой - 17 лет:
"В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно..." (Чацкий о Софье, действие I явление 7)
Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:
"В угодность дочери такого человека..." (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)
"Кто беден, тот тебе не пара..." (Фамусов о дочери, действие I явление 4)
Она является хорошенькой, прелестной девушкой:
"Да-с, а теперь, 
В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, 
Неподражаемо, и это вам известно..." (Чацкий о Софье, действие I явление 7) 
"Как Софья Павловна у вас похорошела!.." (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
"Как хороша!.." (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:
"Мать умерла: умел я принанять 
В мадам Розье вторую мать. 
Старушку-золото в надзор к тебе приставил: 
Умна была, нрав тихий, редких правил." (Фамусов о Софье, действие I явление 4)
Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:
"Уж об твоём ли не радели 
Об воспитаньи! с колыбели!.." (Фамусов, действие I явление 4)
"Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, 
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! 
Как будто в жёны их готовим скоморохам." (Фамусов, действие I явление 4)
Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:
"...Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, 
Забылись музыкой, и время шло так плавно..." (действие I явление 5) 
"...в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою..." (слова автора, действие I явление 1) 
"То флейта слышится, то будто фортопьяно; 
Для Софьи слишком было б рано??." (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)
У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:
"Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему..." (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1) 
Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):
"Всё по-французски, вслух, читает запершись..." (Лиза о Софье, действие I явление 2)




Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:
"...Я очень ветрено, быть может, поступила, 
И знаю, и винюсь; но где же изменила?.." (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
"Ей всё равно, другой ли, я ли, 
Никем по совести она не дорожит..." (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)
"...Любила Чацкого когда-то, 
Меня разлюбит, как его..." (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)
Она называет себя решительной девушкой:
"...Молчите, я на всё решусь..." (Софья о себе, действие IV явление 12)
"...Я криком разбужу всех в доме 
И погублю себя и вас..." (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)
"Вы знаете, что я собой не дорожу..." (Софья о себе, действие IV явление 12)
Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:
"Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать;
Но всё малейшее в других меня пугает..." (Софья о себе, действие II явление 9) 
Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:
"...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; 
Привычка вместе быть день каждый неразлучно 
Связала детскою нас дружбой..." (Софья, действие I явление 5)
Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:
"...Я очень ветрено, быть может, поступила, 
И знаю, и винюсь; но где же изменила?.." (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
"...Любила Чацкого когда-то, 
Меня разлюбит, как его..." (слова Молчалина, действие IV явление 12) 
"...Молчалин! как во мне рассудок цел остался! 
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!.." (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)
Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:
"...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 
Которые во мне ни даль не охладила, 
Ни развлечения, ни перемена мест. 
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!" (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)
Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:
"...И всё-таки я вас без памяти люблю..." (действие I явление VII)
Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:
"Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!.." (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:
"Ужасный человек! себя я, стен стыжусь." (действие IV явление 12) 
"Не продолжайте, я виню себя кругом. 
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!" (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь "страмницей" и "бесстыдницей" и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

"Дочь, Софья Павловна! страмница! 
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, 
Как мать ее, покойница жена. 
Бывало я с дражайшей половиной 
Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!" (Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с     мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

"Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. 
Подалее от этих хватов, 
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов..." (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)  

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  



Критика о Софье в комедии "Горе от ума"


П. А. Вяземский о Софье:

"...Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <...> ...в Софии нет ... завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее. 
И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина ..., на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии... <...>
"...Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене. 
(П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин о Софье:

"...Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием. 
Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину... <...> 
В последнем действии ... негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства..."  
(Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.) 

Е. Цимбаева о Софье:

"Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов... <...> ...взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. 
Это, конечно... проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <...> 
В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа. 
Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость... только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <...> 
Разорение Фамусова пока незаметно. <...> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней... Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник." 
(Е. Цимбаева, статья «В чём смысл "Горя от ума"?» (Cемь не школьных сочинений), журнал "Наука и жизнь", №4, 2013) 

Отзыв Грибоедова о своей героине Софье:

"...девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку... 
...притом и нелюбовь к нему той девуш­ки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь* тоже разочарована насчет своего са­хара медовича."  
(А. С. Грибоедов, статья "Ответ Катенину по поводу «Горя от ума»") 
(*Грибоедов называет Софью ферзем, а Молчалина – сахаром медовичем)  

Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии "Горе от ума" Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.