moral-basnja-kot-i-povar-krylov
Басня "Кот и повар".
Иллюстрация
А. Н. Комарова
Басня "Кот и Повар" Крылова была написана до 19 марта 1812 г. и впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" 1813 г. (кн. 8).

В этой статье представлена мораль басни "Кот и повар" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст этой басни вы можете прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Кот и повар" Крылова


Мораль басни "Кот и повар" заключается в том, что просьбы и уговоры не всегда помогают найти управу на негодяя; порой единственный способ повлиять на подлеца - это применить власть и законную силу.

Рисунок А. Бубнова
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Чтоб там речей не тратить попустому, 
Где нужно власть употребить."
Важно отметить, что благодаря этой басне стало поговоркой следующее выражение:
"А Васька слушает да есть."
По мнению А. И. Кирпичникова, в басне "Кот и Повар" Крылов осуждает чрезмерно мягкое отношение властей к Наполеону и призывает принять против него более крутые меры:
"...Басня "Кот и Повар", напечатанная накануне приезда Кутузова к русской армии, имеет теснейшую связь с политическими событиями и выражает убеждение патриотов в необходимости более крутых мер сперва по отношению к Наполеону, с которым деликатничали до самого его вторжения, а потом по отношению к малоспособным генералам, ведшим к гибели армию и страну". (Кирпичников, "Очерки", стр. 194)
Басня "Кот и Повар".
Рисунок В. Серова
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
"Нерешительность России ободряла Наполеона. Армия его подолжала двигаться вперед. Наполеон наглел. Он не слушал никаких убеждений и увещаний. И в эти грозные дни Крылов написал басню "Кот и Повар". Автор убеждал правительство "речей не тратить по-пустому", не уговаривать жадного кота Ваську, а употребить силу. В коте Ваське все увидели Наполеона, в поваре - Александра I." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"...Сколько бы вор ни воровал, он рано или поздно попадется, и не избежать ему позора и расправы: нигде он не найдет защиты, раскаянью его и добрым обещаньям не поверят, и вор достойное получит наказанье ("Кот и Повар", "Собака", "Волк и Кот", "Волк на псарне", "Волк и Пастухи")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
"Кот и Повар".
Иллюстрация
А. П. Сапожникова
Педагог В. И. Водовозов считает, что дети могут неверно понять смысл этой басни, поэтому взрослым стоит пояснять ее смысл:
"...Басня "Кот и Повар", очень живая по содержанию, заключает в себе мораль, назначенную совсем не для детей. Здесь в смешном виде представлен повар, который хочет подействовать убеждениями на блудливого Кота, стянувшего курченка... <...> От Кота недалек переход и к людям. Но заметим, что грубое употребление власти и без того свойственно очень многим детям: их скорее надо учить и словом и примером, как действовать терпеливо, не солою рук, а силою убежденья. ...Повар должен бы отнять краденый кусок, не ходить в кабак из набожности, не доверять вору Ваське мясного. При всех этих обстоятельствах слова его имели бы силу. Взятые сами по себе, эти слова прекрасны: повар хочет пристыдить плута, подействовать на него общественным судом, а не одним своим приговором. Если вы можете все это растолковать ребенку, то читайте ему басню." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
кот и повар крылов
"Кот и Повар".
Иллюстрация К. И. Рудакова
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... <...> ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <...> 
Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы "Кот и Повар", в которой стремление подействовать на порок словом и убеждением ставится в комическое положение и на место его рекомендуется насилие; "Конь и Всадник", где осуждается доверие к чужой свободе; затем "Паук и Пчела" со своим крайним материализмом..." (Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Таковы материалы о морали басни "Кот и повар" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.