Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Критика о рассказе "Возвращение" А. Платонова, отзывы современников

kritika-vozvrashhenie-platonov-otzyvy-sovremennikov
"Возвращение".
Художник
В. Н. Костецкий
Рассказ "Возвращение" является одним из самых известных произведений известного русского писателя Андрея Платонова. Рассказ впервые был напечатан в 1946 году под названием "Семья Иванова".

В этой статье представлена критика о рассказе "Возвращение" А. Платонова, отзывы современников о произведении.

Смотрите:
Все материалы по рассказу "Возвращение"
Все материалы по творчеству Платонова








Критика о рассказе "Возвращение" А. Платонова: отзывы современников


Л. М. Субоцкий:

"Что же касается рассказа “Семья Иванова”, то рассказ этот, сильно и талантливо написанный, несмотря на так называемый “благополучный конец” производит крайне пессимистическое впечатление, организует сознание читателя не в том направлении, на которое, видимо, рассчитывал автор. По сути дела, это – рассказ о крахе и развале семьи фронтовика с явно выраженной идеей неведомости “враждебных сил” мира, разделяющих людей, несмотря на их любовь друг к другу."
(Л. Субоцкий, 16 февраля 1946 г., // РГАЛИ, ф. 1234, оп. 10, ед. хр. 200.)

"Главная причина жестокого поражения, которое потерпел Андрей Платонов в его попытке коснуться важной моральной проблемы, состоит в том, что он совершенно оторвал весь сюжет своего рассказа от конкретной жизни нашей страны… Как будто бы нарочито, по какому-то беспощадному умыслу, создает писатель эту атмосферу полной изолированности семьи Иванова от всего окружающего. …В рассказе содержится открытая, с предельной ясностью выраженная моральная санкция на анархизм и распущенность во взаимоотношениях полов… Рассказ зовет к всепрощению, образ сержанта Иванова отталкивает читателя вопиющей аморальностью…"
(Л. Субоцкий, "Заметки о прозе 1946 года" // Новый мир, 1947, № 3, с. 151)

"Останавливаясь на клеветническом рассказе А. Платонова “Семья Иванова”, докладчик отмечает, что этот рассказ переносит нас в душный мирок, абсолютно оторванный от подлинной жизни нашей страны. Философия рассказа в том, что человек – слабое, грешное животное. Общественная мораль в рассказе не находит никакого выражения..."
(Л. Субоцкий, "Литературная газета", 22 февраля 1947, с. 4. "Доклад Субоцкого на научной сессии, организованной Союзом писателей и ИМЛИ и посвященной советской литературе 1946 г.")


Е. Книпович:

"Религиозный, христианский гуманизм Платонова для меня лично не приемлем, но ведь в его творчестве это не новость. И если его рассказы с той сущностью печатаются много лет, то нет никаких оснований не выпускать эту книгу..."
(19 апреля 1946 г. (РГАЛИ, ф. 1234, оп. 10, ед. хр. 200))

"...Неужели страшный, пустой и враждебный мир рассказа — это советская страна в дни войны? Неужели Иванов, который “грелся где мог”, а узнав об обиде, нанесенной ему женой, слезливо, по-бабьи, втянув в свои переживания одиннадцатилетнего сына, — это тот “великий маленький человек”, который водрузил знамя победы над Берлином? Благополучный финал рассказа запечатлен еще горшей ложью и фальшью. <...> типичный конец буржуазной мелодрамы. <... > Рассказ А. Платонова дурен, аморален по самой своей сущности. <...> [Платонов] борется за право мелкого человека жалеть и морально обелять своей жалостью все грязное и больное. <... > редакция “Нового мира” оказала дурную услугу советскому обществу, советскому читателю, напечатав рассказ А. Платонова..."
(Е. Книпович, журнал «Новый мир», № 10—11, 1946 // Звезда. 1947. № 2. С. 173)







П. Антокольский:

"Рассказ Платонова кажется значительным по той безусловной, чуть жесткой правдивости, которая сегодня дороже всего в любом искусстве. И рано повзрослевший, если не постаревший мальчик Петрушка, и не слишком счастливая в день возвращения живого мужа жена, и этот муж, демобилизованный, растерянный капитан, пытавшийся было разорвать с семьей, и внезапно спрыгнувший с площадки вагона, когда увидел, как бегут за поездом дети, — все это высокое, суровое, трудное искусство, за которое можно только благодарить писателя..."
(РГАЛИ, ф. 1234, оп. 10, ед. хр. 200)


В. Саянов:

"Дорогой Андрей! Жалею, что ты взял от нас "Семью Иванова". ....рассказ у нас идет. Мне очень хочется напечатать тебя в “Звезде”, так как тебе хорошо известна моя любовь к тебе лично и к твоим произведениям."
(В. Саянов - А. Платонову, письмо от 5 мая 1946 года, (РГАЛИ, ф. 2124, oп. 1, ед. хр. 24, л. 5))


В. Ермилов:

"Здесь, в семье Иванова, все придавлено мраком, холодом, отец вернулся пустой, чужой, и даже праздничный обед выглядит вынужденным, мертвенным... <...>

Так обнажается гнуснейшая клевета на советских людей, на советскую семью, лежащая в основе всего рассказа... <...>

Надоела читателю любовь А. Платонова ко всяческой душевной неопрятности, подозрительная страсть к болезненным - в духе самой дурной "достоевщины"... <...>

Советский народ дышит чистым воздухом героического упорного труда и созидания во имя великой цели - коммунизма. Советским людям противен и враждебен уродливый, нечистый мирок героев А. Платонова."
(В. Ермилов, "Литературная газета", 1947 г., №13)

"Не так давно вся наша общественность, партийно-советская печать единодушно осудила клеветнический рассказ “Семья Иванова”."
(В. Ермилов, "О партийности в литературе и об ответственности критики", "Литературная газета", 19 апреля 1947)


А. Фадеев:

"...Не менее серьезным идейным провалом является напечатание в № 10/11 журнала “Новый мир” лживого и грязноватого рассказца “Семья Иванова”. Автор не видит и не желает видеть лица советского человека, а уныло плетется сзади, в хвосте, являя собой пример обывательской отсталости, косности и пошлости, перерастающей в злопыхательство. Пора бы уже редакциям журналов понять, что такие и им подобные “произведения” не только глубоко чужды самому духу советской литературы, а это и не литература вовсе — это выползающая на страницы печати обывательская сплетня..."
(А. Фадеев, "О литературно-художественных журналах" // "Правда", 1947, 2 февраля)


Редколегия журнала "Новый мир":

"...рассказ признан очень сильным с художественной стороны, хотя и дискуссионным по трактовке образа мальчика..."
(9 апреля 1946 г., стенограмма собрания редколегии журнала "Новый мир")


Г. А. Бровман:

"Г.А. Бровман находит этот образ нежизненным и слишком суровым, в мальчике нет ничего детского."
(9 апреля 1946 г., стенограмма собрания редколегии журнала "Новый мир")


В. Петелин:

"В 1946 году Андрей Платонов напечатал рассказ "Семья Ивановых", в котором просто и бесхитростно рассказал о ломке семейных отношений, последовавшей после четырех лет войны. Вернулся солдат с фронта в свою семью. Многое изменилось здесь, не только внешние перемены увидел он в жене, сыне, дочери, - жена постарела, дети подросли, - но что-то неуловимое долго мешало ему почувствовать себя как и прежде, хозяином в доме, почувствовать себя самим собой. Что-то чуждое разделяло его и его семью. И Андрей Платонов со всей бескомпромиссностью, издавна присущей ему, исследует нравственный мир своих героев, заставляет их раскрыться друг перед другом."
(В. Петелин, "История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993.", 2013)


Это была критика о рассказе "Возвращение" Андрея Платонова, отзывы современников о произведении.

Смотрите:
Все материалы по рассказу "Возвращение"
Все материалы по творчеству Платонова
Нашли ошибку?




Комментариев нет: