famusovskaja-moskva-gore-ot-uma
Герои "Горе от ума".
Художник Т. Александрова
Фамусовская Москва является одним из центральных образов в блистательной комедии Грибоедова "Горе от ума".

В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии "Горе от ума", анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.

Смотрите: 
Все материалы по комедии "Горе от ума"





Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума" Грибоедова


"...большая часть лиц комедии "Горе от ума"... портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: "что окошко, то лепешка". <...>

... Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах...; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие... 

Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках.

Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение... <...>

Грибоедов писал свое "Горе от ума" не спроста, а с натуры."

(П. Н. Арапов о "Горе от ума", опубликовано в книге Н. Д. Мизко ""Горе от ума" на провинциальной сцене", Воронеж, 1870 г.)





"Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на "смеси французского с нижегородским" и немеют от восторга при виде любого заезжего "французика из Бордо". Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему."  (В. Н. Орлов, послесловие к "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)

"...Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана ... Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.

Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. <...>

«Горе от ума» ... реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве ... изображена с удивительной полнотой и правдивостью.

И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; ...в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов.

Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства..."

("А. С. Грибоедов. «Горе от ума»" под ред. Н. К. Пиксанова, серия "Литературные Памятник", изд-во «Наука», М. 1969 г.)


Это было описание фамусовской Москвы в комедии "Горе от ума", анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.