Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Мораль басни "Обоз" Крылова (анализ, суть, смысл)

moral-basnja-oboz-krylov
Басня "Обоз".
Художник В. Серов
Басня "Обоз" Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале "Сын Отечества" (ч. II, № 7).

В этой статье представлены материалы о морали басни "Обоз" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Обоз" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Обоз" заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.

В образе "доброй лошади" изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.

Сам Крылов поясняет мораль басни "Обоз" в ее заключительных строках:
"Всё кажется в другом ошибкой нам: 
А примешься за дело сам, 
Так напроказишь вдвое хуже." 
Суть басни "Обоз" также отражена в знаменитых русских народных пословицах:
"Тише едешь - дальше будешь." 
"Поспешишь - людей насмешишь." 
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни заключается в следующем:
"Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.  
Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь - дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь - как раз и насмешишь." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
И. Халтурин комментирует суть и смысл басни следующим образом:
"Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня "Обоз"... <...> "Конь добрый" - это Кутузов. А "лошадь молодая" - его противники. Это было ясно современникам." (И. Халтурин, предисловие к книге "Басни. И. А. Крылов" под ред. Благого Д. Д., серия "Школьная библиотека", Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, - самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили ("Обоз", "Чиж и Голубь"). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности..." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни "Обоз" следующим образом:
"Крылов поднял на врага свое острое оружие - басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. <...>
Басней "Обоз" он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что "повара" русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Таковы материалы о морали басни "Обоз" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Нашли ошибку?




Комментариев нет: