kritika-zapiski-ohotnika-turgenev-otzyvy
Иллюстрация к рассказу "Певцы".
Художник К.Вейерман
"Записки охотника" - это знаменитый цикл рассказов и очерков выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.

В этой статье представлена критика о цикле "Записки охотника" Тургенева, отзывы современников о произведении.

Смотрите: Все материалы по творчеству Тургенева








Критика о цикле "Записки охотника" И. С. Тургенева


Н. А. Некрасов:

"Успех ваших рассказов повторился еще в большой степени в Москве,- все знакомые вам москвичи от них <в> восторге и утверждают, что о них говорят с восторгом и в московской публике. Нисколько не преувеличу, сказав вам, что эти рассказы сделали такой же эффект, как романы Герцена и Гончарова и статья Кавелина,- этого, кажись, довольно! В самом деле, это настоящее ваше дело; Белинский говорит, что вы еще написали рассказ; если не думаете скоро написать другой, то высылайте хоть этот; это нам к осени куда хорошо: нас то и дело спрашивают, будут ли в "Современнике" еще ваши рассказы. Вот оно куды пошло!"
(Н. А. Некрасов - И. С. Тургеневу, 24 июня 1847 г.)

"...я хочу издавать и на днях начну "Библиотеку русских романов, повестей, записок и путешествий",- начну с "Кто виноват?", потом "Обыкн<овенная> история", а потом, думаю я, "Записки охотника" - уж наберется томик порядочный, а когда наберется другой - и другой напечатаем. <...> А рассказы ваши так хороши и такой производят эффект, что затеряться им в журнале не следует."
(Н. А. Некрасов - И. С. Тургеневу об отдельном издании "Записок охотника", 28 октября 1847 г.)


А. В. Дружинин:

"До сих пор, не взирая на долгую свою деятельность, наш автор только в "Записках охотника" достигнул высшей степени своего развития, и остановился на ней, и остается на ней долгое уже время. В сравнении с этим произведением все остальные повести и рассказы Тургенева кажутся как бы этюдами еще не установившегося литератора, как бы попытками на создание новой формы, упopно не дающейся нашему писателями. <...>

"Записки охотника", исполненные таким тонким пониманием русской природы, поэтому имеют необыкновенную важность во всей деятельности Тургенева, что ими определился широкий пусть для повествователя; что человек, их написавший, всеми силами души своей прикрепился к месту их действия."
(А. В. Дружинин, "Повести и рассказы И. С. Тургенева", 1857 г.)


Ф. И. Тютчев:

"Записки охотника"... отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение."
(Ф. И. Тютчев - супруге, 13 сентября 1852 г.)


В. Г. Белинский:

"...в первой книжке "Современника" за прошлый год был напечатан его рассказ "Хорь и Калиныч". Успех в публике этого небольшого рассказа, помещенного в смеси, был неожидан для автора и заставил его продолжать рассказы охотника. Здесь талант его обозначился вполне. Очевидно, что у него нет таланта чистого творчества, что он не может создавать характеров, ставить их в таки отношения между собою, из каких образуются сами собою романы или повести. Он может изображать действительность, виденную и изученную им, если угодно - творить, но из готового, данного действительностию материала. Это не просто списывание с действительности, - она не дает автору идей, но наводит, наталкивает, так сказать, на них. Он перерабатывает взятое им готовое содержание по своему идеалу, и от этого у него выходит картина, более живая, говорящая и полная мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину; и для этого необходим, в известной мере, поэтический талант.

Правда, иногда все уменье его заключается в том, чтобы только верно передать знакомое ему лицо или событие, которого он был свидетелем, потому что в действительности бывают интгда явления, которые стоит только верно переложить на бумагу, чтоб они имели все признаки худоежственного вымысла. Но и для этого необходим талант, и таланты такого рода имеют свои степени. В обоих этих случаях г. Тургенев обладает весьма замечательным талантом.

Главная характеристическая черта его таланта заключается в том, что ему едва ли бы удалось создать верно такой характер, подобного которому он не встретил в действительности. Он всегда должен держаться почвы действительности. Для такого рода искусства ему даны от природы богатые средства: дар наблюдательности, способность верно и быстро понять и оценить всякое явление, инстинктом разгадать его причины и следствия и, таким образом, догадкою и соображением дополнить необходимый ему запас сведений, когда расспросы мало объясняют. <...>

...автор знакомит своих читателей с разными сторонами провинциального быта, с людьми фазных состояний и званий. Не все его рассказы одинаковоло достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. <...> Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев написал еще хоть целые томы таких рассказов. <...>

Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу..."
(В. Г. Белинский, "Взгляд на русскую литературу 1847 года," 1848 г.)


М. Е. Салтыков-Щедрин:

"...что сделал Тургенев для русского народа, в смысле простонародья? - и не обинуясь отвечаем: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно - всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно - "Записками охотника", которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды."
(статья-некролог "И. С. Тургенев", "Отечественные записки", 1883 г., № 10)


А. И. Герцен:

"...Иван Тургенев. Он создал себе в русской литературе видное и независимое положение. Артист и наблюдатель, художник и фотограф, он, по своему темпераменту, был далек от всяких партий, — далек не в смысле немецкого отчуждения от реального и бегства в мир фантастический, нет, напротив, он брал свои краски и свои образцы из самой природы. Его очерки из жизни крепостных — эта поэтическая обвинительная речь против крепостничества — принесли огромную пользу."

"Тургенев никогда не накладывает густых красок, никогда не применяет слишком сильных выражений. Наоборот, он повествует с большою пластичностью, употребляет всегда лишь изысканный слог, который необычайно усиливает впечатление от этого поэтически написанного обвинительного акта крепостничеству..."
(А. И. Герцен, статья "Новая фаза русской литературы", газета "La Cloche", 1864, № 44)


Н. Г. Чернышевский:

"После ваших "Записок охотника" ни одна книга не производила такого восторга. <...> Но вы, быть может, не знаете того, какое положение вы занимаете в нашей литературе? ...ваши Островские, Толстые и т. п. Нечего сказать, хороша была бы с ними наша литература! <...> Я не говорю, когда из мальчишки Толстой сделается человеком, быть может, он напишет что-нибудь вроде "Записок охотника", или "Двух приятелей", или "Затишья", или чего-нибудь подобного - но "старуха еще надвое сказала". И вам не грех слушать тупцов, которые восхищались "Юностью" и т. д.?
В настоящее время русская литература, кроме вас и Некрасова, не имеет никого. Это каждый порядочный человек говорит, смею вас уверить."
(Н. Г. Чернышевский - И. С. Тургеневу, конец апреля - май 1857 г.)

"Кто поднимает оружие против автора "Записок охотника", "Муму", "Рудина", "Двух приятелей", "Постоялого двора" и т. д. и т. д. тот лично оскорбляет каждого порядочного человека в России. Вы не какой-нибудь Островский или Толстой, - вы наша честь."
(Н. Г. Чернышевский - И. С. Тургеневу, 7 января 1857 г.)


А. М. Скабичевский:

"Не говоря уже о художественном значении "Записок охотника", они представляют замечательный исторический памятник своего времени и в смысле протеста против крепостного права. Конечно, ничего искать в "Записках охотника" ни резкого и странного политического памфлета, каким представляется "Путешествие" Радищева, ни хотя бы саркастического тона сатиры Щедрина. Это было бы совершенно не в характере тургеневского творчества, в котором всегда преобладали мягкие, кроткие и нежные тоны, да и к тому же мало-мальски резкий и громкий протест был бы немысли при токой крайней строгости, до какой дошла русская цензура после 1848 года.

"Записки охотника" представляются как бы продолжением "Мертвых душ" Гоголя; это эпопея, не имеющая, по-видимому, никакой иной предвзятой цели, как лишь развернуть перед вами широкую картину русской провинциальной жизни, преимущественно помещиков и крестьян, с одной стороны - в массе мелких повседвневных, будничных ее явлений, с другой стороны - в поэтических мотивах и образах. Тут вы найдете на каждом шагу те очаровательные описания русской природы, какими всегда славился Тургенев, ряд эпизодов, не имеющих никаких отношений к крепостному праву, каковы, например, "Уездный лекарь", "Мой сосед Радилов"... и проч.

Тем не менее от "Записок охотника" повеяло на читателей совершенно новым духом, которым проникнуты они от первой страницы до последней.

Это был дух гуманности и искренней любви к угнетенному мужику. В то время как у большинства помещиков, изображенных в "Записках", преобладают отрицательные черты, крестьяне, напротив того, представляют ряд весьма симпатичных типов. Выводя такие личности, как Хорь и Калиныч, Ермолай и Мельничиха, Касьян с Карсивой Мечи, Бирюк, Яков-Турок в "Певцах", наконец, хотя бы и крестьянские дети в "Бежином луге" - автор, тем уже протестовал против крепостного права, что, заглядывая в душу всех этих детей народа, находил в ней те же радости и страдания, что и у всех прочих людей и вместе с тем, выводил их не в пример симпатичнее и цельнее стоящих тут же рядом с ними помещиков.

В этом отношении даже и "Бежин луг", эта чисто художественная каринка, изображающая ночную беседу деревенских детей в табуне лошадей, производила на читателей то же впечатление отрицания крепостного права: прочтя эту картинку, читатель всею душою привязывался к изображенным в ней детям, и ему жутку становилось при мысли, что в этих симпатичных деревенских ребятах растут будущие рабы, вся жизнь которых могла быть изломана по прихоти какого-нибудь Пеночкина.

Одним словом, читая "Записки охотника", русские читатели впервые видели в мужиках не двуногое рабочее стадо, а живых людей, братий своих по человечеству, и приучались любить этих братий и принимать горячее участие в их участи."
(А. М. Скабичевский, "История новейшей русской литературы", СПб, 1891 г.)


В. Г. Короленко:

"Записки охотника" - одна из учительных книг, а Тургенев - один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности и затем поднимать ее за собою.

Для вас "Записки охотника" - уже давнее прошлое, и вы только любуетесь в них художественными образами. Для нас, людей моего поколения, - это было живой действительностью.

Тургенев писал свои "Записки" еще при крепостном праве, а я учился в гимназии после его отмены, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями."

(В. Г. Короленко, речь на столетнюю годовщину со дня рождения И. С. Тургенева, Полтава, 1918 г.) 


Это была критика о цикле "Записки охотника" Тургенева, отзывы современников о произведении.

Смотрите: Все материалы по творчеству Тургенева