Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Критика о рассказе "Толстый и тонкий" Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея)

kritika-tolstyj-i-tonkij-chehov-analiz-sut-smysl-ideja
"Толстый и тонкий".
Художник С.Алимов
Рассказ "Толстый и тонкий" был написан Чеховым в 1883 г.

В этой статье представлена критика о рассказе "Толстый и тонкий" Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея).

Смотрите:




Критика о рассказе "Толстый и тонкий" Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея)


"Энциклопедия русского быта XIX век":

"Известный рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует о случайной встрече на вокзале двух друзей детства. Тонкий, достигший чина коллежского асессора, узнает, что Толстый уже до тайного дослужился, то есть обогнал его на пять классов. Тут Тонкий мгновенно меняет тон и начинает лебезить и пресмыкаться перед былым школьным товарищем. Так табель о рангах уродовала нормальные человеческие отношения."
("Энциклопедия русского быта XIX века (что непонятно у классиков литературы)", статья "Тайный советник", Ю. А. Федосюк. 1989 г.)


А. Басаргин (А. И. Введенский):

"...старые и застарелые <...> грехи... <...> традиционное низкопоклонство, взяточничество <...> бездушный формализм..."
(А. Басаргин (А. И. Введенский), "Критические заметки. Безобидный юмор", "Московские ведомости", 1900, № 36, 5 февраля)


М. Семанова:

"...серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя - теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, - посвящает Чехов многие свои рассказы: "Хамелеон", "Унтер Пришибеев", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Пережитое", "Двое в одном", "Маска" и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться.

В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах "Налим" и "Лошадиная фамилия"), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. "
(М.Семанова, вступительная статья в книге "А.П.Чехов. Рассказы", серия "Школьная библиотека", 1951 г.)


А. К. Котов:

"Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: "Смерть чиновника", "Дочь Альбиона", "Толстый и тонкий"."
(вступительная статья А.К.Котова в книге "Чехов в воспоминаниях современников", 1954 г.)


З. С. Паперный:

"В рассказе «Толстый и тонкий» (1883) показана встреча двух людей, друзей детства. Как только выясняется, что встретились коллежский регистратор, небольшой чин, с тайным советником, чиновным тузом, — незримая пропасть разделила двух людей. Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом. <...>
Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности — казенной и обывательской. Все эти «толстые», «тонкие», «хамелеоны», «свистуны», «господа обыватели», «женихи и папеньки», «интеллигенты-кабатчики» и не пытаются противопоставить себя окружающей среде."
(Паперный З. С. Чехов Антон Павлович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1975. — Т. 8.)


"Словарь культуры XX века":

"...первый писатель ХХ в. Чехов впервые четко проартикулировал свое отношение к телу; говоря о том, что все в человеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это не только душа, но и одежда. Характерно также, что "толстый" Чехову приятней "тонкого", потому что толстый более здоровый, более эстетичный, нежели тонкий в его униженной антиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классической традицией ХIХ в., которая жалела "тонкого" маленького человека и обличала "толстого"."
("Словарь культуры XX века", статья "Тело", составитель В.П. Руднёв, 1997 г.)


Это была критика о рассказе "Толстый и тонкий" Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея).

Смотрите:

Комментариев нет: