Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Образ и характеристика глуповцев в "Истории одного города": описание жителей города Глупова

illjustracija-istorija-odnogo-goroda-hudozhniki-kukryniksy
Город Глупов.
Художники Кукрыниксы
Сатирический роман "История одного города" - это выдающееся произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика глуповцев в "Истории одного города": описание жителей города Глупова.

Смотрите: Все материалы по "Истории одного города"







Образ и характеристика глуповцев в "Истории одного города": описание жителей города Глупова


Согласно летописи, глуповцы произошли от древнего народа под названием головотяпы. За свою глупость головотяпы были переименованы в глуповцев:
"Глупые вы, глупые! – сказал он, – не головотяпами следует вам по делам вашим называться, а глуповцами!"
Главной чертой глуповцев является их невероятная глупость. Она становится основной причиной их несчастий. 

Жители города Глупова - это беспечные, добродушные и веселые люди:
"Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл."
Глуповцы - восторженные и легкомысленные люди:
"...вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие."
Глуповцы - "начальстволюбивый" народ. Они страдают "начальстволюбием", то есть они любят, чтобы ими кто-то руководил:
"...пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие." 
"Начальстволюбие... робкими, но твердыми шагами выступает вперед." 
"...движимые силою начальстволюбия..." 
"...по примеру всех начальстволюбивых народов, как нарочно совались ему на глаза."
Для глуповцев главное, чтобы градоначальник был с ними ласков, даже если он ленив:
"...глуповцы – народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его по временам исходили любезные прибаутки..." 
"Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать*, то имя его никогда не сделается популярным." (*калякать - то есть приятельстки болтать)
Когда город на время остается без градоначальника, глуповцы чувствуют себя сиротами:
"...весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами..."
Когда глуповцы на 7 дней остаются без градоначальника, они впадают в анархию:
"...едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию."
Глуповцы - "младенческий", незрелый народ в гражданском смысле:
"...когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым."
Глуповцы - "темный", невежественный народ:
"...глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы, но успеха не получили..."
Глуповцы не отличаются ловкостью:
"...он с изумительною для глуповца ловкостью перебегал от одной партии к другой..."
Глуповцы не отличаются предприимчивостью:
"...А главное, нет предприимчивости." 
Глуповцы - твердый народ, но их твердость не приносит никаких положительных результатов:
"...Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы..." 
Жители Глупова - очень живучий, устойчивый народ:
"Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы..." 
"Каким образом они нарастали – это была тайна..." 
"...несмотря на смертный бой, глуповцы все‑таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости..."
В городе Глупове часто происходят фантастические события:
"...история города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще. 
"...летописец находится на почве далеко не фантастической и что все рассказанное им о походах Бородавкина можно принять за документ вполне достоверный." 
"...кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже более, чем нужно."
В целом жизнь глуповцев нельзя назвать нормальной:
"...такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным..."







Глуповцы настолько глупы, что носят лапти, даже когда могут себе позволить кожаные сапоги:
"...кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями."
Глуповцы живут вполне благополучно при градоначальнике Иванове, который не пользуется своими мозгами:
"...голова его вследствие постепенного присыхания мозгов (от ненужности в их употреблении) перешла в зачаточное состояние." (об Иванове)
"...глуповцы и во времена Иванова продолжали быть благополучными и что, следовательно, изъян, которым он обладал, послужил обывателям не во вред, а на пользу."
Самая счастливая эпоха в жизни Глупова - это эпоха, когда городом последовательно правили Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио:
"...они сами изнемогали под бременем своего счастья. Они забылись. Избалованные пятью последовательными градоначальничествами, доведенные почти до ожесточения грубою лестью квартальных, они возмечтали, что счастье принадлежит им по праву и что никто не в силах отнять его у них."
Глуповцы твердо переносят самые ужасные бедствия, потому что все беды они считают чем-то неотвратимым и не зависящим от них:
"Если глуповцы с твердостию переносили бедствия самые ужасные, если они и после того продолжали жить, то они обязаны были этим только тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем‑то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым."
У глуповцев совершенно отсутствует дух исследования. Они не стремятся понять суть и причины событий и разобраться в чем-либо:
"Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования."
Глуповцы не задумываются над тем, почему они терпят мучения из-за плохих градоначальников, как например Брудастый:
"...если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого..."

Это был цитатный образ и характеристика глуповцев в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина: описание жителей города Глупова.

Смотрите: Все материалы по "Истории одного города"

Комментариев нет: