Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Анализ комедии "Ревизор" Гоголя: анализ сюжета и героев произведения

analiz-komedija-revizor-gogol
Иллюстрация к комедии "Ревизор".
Художник А. Константиновский
Комедия "Ревизор" Гоголя является выдающимся произведением русской классической литературы.

В этой статье представлен анализ комедии "Ревизор" Гоголя: краткий анализ сюжета и героев произведения.

Смотрите: Все материалы по комедии "Ревизор"






Анализ комедии "Ревизор": краткий анализ сюжета и героев произведения


"...главное действующее лицо - городничий Сквозник-Дмухановский: ...в его характере выражается, главным образом, идея пьесы. 

Городничий - человек неглупый, но ум его - ум практика-чиновника старых времен, который "не любит пропускать того, что плывет в руки", умеет взяться за какое-нибудь дельце и ловко вывернуться из затруднительных обстоятельств. <...>

Но практичность ума зачастую смешивается с плутовством...: он дает плутовской совет почтмейстеру распечатывать письма, и даже сам о себе говорит, что обманывал мошенников... С плутовством соединено в городничем и весьма тонкое лицемерие. На службу он смотрит как на источник личного обогащения, ибо общественные интересы для него чужды... <...>

Главные черты в характере городничего, против которых особенно направлена насмешка писателя - это взяточничество и произвол. Городничий берет взятки и деньгами и натурой, не гнушается даже и таким черносливом, который... по сети лет лежит в бочке. Он отлично понимает, что ему, как главному начальнику города, все должны подчиняться - отсюда его безграничный произвол... <...>

Отсутствие всякого нравственного образования, а стало быть и сознания общественного долга, побуждает городничего прибегать к дурным средствам ради личного благосостояния. Он, правда, понимает, что средства эти безнравственны; но оправдывает себя такими принципами...: что казенного жалованья не хватает на чай и сахар, ... что, наконец, все так делают. Принцип "все так делают" заглушает совесть городского управителя... Так очерчена в комедии личность главного ее героя.

Сходны с ним во многом и другие представители уездной администрации, выведенные в пьесе: все они взяточники и казнокрады, все совершенно одинаково относятся к службе, начальству, к личным интересам.

Попечитель богоугодных заведений нисколько не заботится о больных: они ходят у него в грязных колпаках и походят по одежде на кузнецов. Судья таков же: у него в передней суда сторожа заводят домашних гусей с маленькими гусенятами... <...>

Но есть у чиновников и такие черты, которые несколько отличают их друг от друга. Почтмейстер Шпекин ужасно любит узнать, что нового есть на свете и преспокойно распечатывает и читает чужие письма, приходящие в контору... 

Судья Ляпкин-Тяпкин слывет за уездного либерала: он "собственным умом" дошел до таких мыслей и разговоров, от которых, по выражению городничего, волосы дыбом становятся. Смотритель богоугодных заведений - любитель доносов.






Галерея типов уездных обывателей прекрасно дополняется типами жены и дочери городничего и городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Анна Андреевна - это тип уездной кокетки: она пресерьезно спорит с дочерью о том, в каких платьях лучше всего явиться им обеим перед Хлестаковым, заискивает с последним и, забывая свое положение матери, бесцеремонного, с апломбом заявляет, что она понравилась Хлестакову, что он больше поглядывал на нее, чем на дочь.

Марья Антоновна - образец провинциальной русской барышни тридцатых годов, она - любительница альбомных стихов, существо безответное и в высшей степени наивное. 

Бобчинский и Добчинский ... это городские шуты, уездные сплетники: их все знают, как дураков, и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют, и потому изо всей мочи перед всеми подличают, и, чтобы их терпели..., всем подслуживаются новостями и сплетнями, составляющими ... жизнь уездных городков. Вообще с ними обращаются без чинов, как с собаками и кошками: надоедят - выгоняют. Их дни проходят в шатании и собирании новостей и сплетней. <...>

Бобчинский несколько отличается от Добчинского. Он заражен мелким и глупым тщеславием. <...>

Так очерчена Гоголем картина современного ему уездного общества. Пустота и пошлость - его главнейшие черты... Чиновники смотрят на службу как на источник личного обогащения и потому не считают дурным обкрадывать казну, купцы плутуют и мошенничают заодно с управителями, делясь с ними полученными барышами, дамы, а за ними мужчины, подобные Бобчинскому, занимаются сплетничеством. 

Вот какого рода людей изображает автор в своей комедии. Их невежество, наивность, их взгляды и понятия невольно поражают образованного читателя: некоторыми казалось даже, что все это - одна карикатура, что ничего подобного в действительности не бывает. 

Но комик изобразил не случайные, исключительные характеры; действующие лица комедии - это живые, в высшей степени оригинальные типы: по ним, как по историческим документам, современный читатель может легко воссоздать картину того нравственного и умственного состояния, в котором находилась русская провинция в тридцатых годах ...[XIX] столетия.

В противоположность провинциалам Гоголь в лице Хлестакова изображает человека из совершенно другой среды и обстановки. Типы уездных чиновников - это продукт захолустного быта...; они, благодаря успехам образованности и развитию общественной жизни, пожалуй, уже и невозможны в настоящее время. Черты же, представленные в Хлестакове, можно встретить и теперь...

Хлестаков - столичный франт и щеголь, пустейший человек из самых бестолковых; чтобы занять свою пустоту и удовлетворить чувство мелкого тщеславия, он мотает деньги, присылаемые ему отцом, и зачастую доходит до того, что пускает в оборот платье, за бесценок продает его на рынке. <...>

Хлестаков ... вовсе не надувает уездных чиновников; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит, тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают, и поэтому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души... <...> 

...Хлестаков принадлежит к тому разряду людей, которые не могут думать, которые, действуя и говоря без всякого соображения, не в состоянии остановить внимания на какой-нибудь самой простой мысли. Вот почему Хлестаков долго не понимает своего положения среди уездных чиновников, не сразу соглашается с предложением лакея Осипа уезжать из города...

Казнокрадство, взяточничество, произвол, низость и подлость, прикрытые маской благопристойности, плутовство и образцовое невежество - вот те черты и пороки, против которых направлена сатира автора. <...> ...идеальной личности в Ревизоре нет. <...> Писатель хотел остаться верным жизненной правде. <...> 

...в комедии Гоголя ... является все-таки одно честное лицо, которое сразу незаметно. Это честное лицо есть смех. <...> 

...в комедии Гоголя затронут был один из важнейших общественных вопросов, вопрос об отношении тогдашних должностных лиц к своим обязанностям и к закону. В этом заключается, главным образом, истинный смысл комедии, ее общественное значение."


(С. З. Бураковский, книга "Ревизор Н. В. Гоголя. 1836-1886 г.", 1886 г.)


Это был анализ комедии "Ревизор" Гоголя: краткий анализ сюжета и героев произведения.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень хороший сайт. Все объяснено прекрасно. Спасибо.

Анонимный комментирует...

Спасибо вам за замечательный сайт Все подробно написано,так,что по 10 бальной шкале заслуживаете десятку! Еще раз спасибо!

Админ комментирует...

Дорогие читатели, спасибо за ваши добрые отзывы. Мы очень рады, что наш сайт оказался вам полезен!