Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Воспитание Обломова в романе "Обломов": система воспитания, ее принципы и проблемы

illjustracija-Ilja-Oblomov-P-N-Pinkisevich
Илюша Обломов и няня.
Художник П. Н. Пинкесевич
Воспитание Ильи Ильича Обломова является одной из важных тем в романе "Обломов" Гончаров.

В этой статье представлены материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе "Обломов": анализ системы воспитания, ее принципов и проблем.






Воспитание Обломова в романе "Обломов": система воспитания, ее принципы и проблемы


Илья Ильич Обломов - единственный ребенок в свой семье. Родители Обломова всячески баловали сына: 
"...в пользу балованных сынков..."
Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере:
"...Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом..."
Родители Обломова были ленивыми людьми. От них он перенял свою лень и беспечность:
"...У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон..."
Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию:
"...учиться слегка, не до изнурения души и тела [...] а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства..."
Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили Илюше все, что ему могло понадобиться:
"...Захочет ли чего нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем..."
Родители подавляли в Обломове любое самостоятельное движение:
"...ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:
– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? [...]
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что нибудь самому для себя..."
Маленький Илюша с детства привык к помощи своего верного слуги Захара. Без Захара маленький Илюша не умел ни одеться, ни обуться:
"...Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара..."
Один из главных принципов воспитания, которым следовали родители Обломова, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир:
"Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, – опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…»..."
Родители Обломова оберегали сына от всяческих невзгод и проблем. Мальчик рос, как цветок в теплице:
"...Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице..."
В детстве в Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но эта энергия не находила выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:
"...А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой нибудь..." 
"...он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая..."



Иногда Илюше удавалось вырываться из домашнего плена и порезвиться на воле. Однако это случалось редко, потому что родители всячески пресекали подобные побеги:
"...Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек..."
Со временем маленький Обломов привык к вялой, ленивой жизни. Еще будучи ребенком, Обломов научился кричать на слуг и приказывать им:
"...После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!».."
Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что лишали ребенка самого главного, то есть возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг:
"...а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки..."
В результате, воспитание, полученное Обломовым, сделало из него не сильную, волевую личность, а апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни. 


Это были материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе "Обломов" Гончарова: анализ системы воспитания, ее проблем и принципов.

Комментариев нет: