illjustracija-basnja-krestjanin-i-rabotnik-krylov-hudozhnik-a-n-komarov
Басня "Крестьянин и работник".
Художник А. Н. Комаров
Басня "Крестьянин и Работник" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Крестьянин и Работник" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Крестьянин и Работник" Крылова


Мораль басни "Крестьянин и Работник" заключается в том, что некоторые люди, находясь в беде, просят окружающих о помощи и ведут себя скромно, но, когда их беда позади, такие люди ведут себя неблагодарно и упрекают своих спасителей.

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие пороки, как неблагодарность, эгоизм, лицемерие.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
"Когда у нас беда над головой, 
То рады мы тому молиться, 
Кто вздумает за нас вступиться; 
Но только с плеч беда долой, 
То избавителю от нас же часто худо; 
Все взапуски его ценят; 
И если он у нас не виноват, 
Так это чудо!"
По мнению И. И. Хемницера, мораль басни "Крестьянин и Работник" заключается в следующем:
"Басня эта самым простым примером показывает нам, что когда человек в беде, так тогда он готов всем пожертвовать и каждому в ноги поклониться, только спаси; но как только прошла беда, высвободился из-под ее когтей, так тотчас и поднял снова нос, и того же самого, кто ему помог, вместо спасибо, начинает бранить и каждый грош ему высчитывает. 
Так вот и мужичок, лежа под медведем, вопил: "Степанушка, родной, не выдай, милый!", а как вылез из-под медведя, так стало жалко медвежьей шкуры и стал Степанушка болваном!" (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Такова мораль басни "Крестьянин и Работник" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.