Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Особенности жанра поэмы "Полтава" Пушкина: жанровая принадлежность

osobennosti-zhanra-poltava-pushkin-zhanrovaja-prinadlezhnost
Петр I в
Полтавской битве.
Иллюстрация
К. И. Рудакова
Поэма "Полтава" является одним из самых известных произведений знаменитого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.

В этой статье представлен анализ особенностей жанра поэмы "Полтава" Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина






Д. Благой об особенностях жанра поэмы "Полтава"


... [В поэме "Полтава"] Пушкин... создает новый жанр "лирической поэмы".

"Лирическая поэма" Пушкина... была ярким выражением настроений и чувствований того социального слоя родовитого деклассированного дворянства... к которому в значительной степени принадлежал и юноша Пушкин.

В "Полтаве" характерно сказывается явное стремление поэта вернуться к прежнему, некогда отвергнутому и осмеянному им жанру.

В рассказ о любовной интриге Мазепы и Марии вдвигается описание важного исторического события - Полтавской битвы. ...Мазепа...обрисованный... самыми непривлекательными, самыми антипатичными чертами, постепенно вытесняется другим образом. Взамен отпавшего от своего коллектива героя-одиночки на первый план выходит фигура другого героя, предводителя коллектива, выразителя его воли и стремлений - эпическая фигура Петра.

Меняется... и самый язык "Полтавы". Наряду с "низкими", "простанородными" выражениями, словарь "Полтавы" изобилует высокими речениями, усеченными формамы и т.д. Этот частичный отказ Пушкина от своей же собственной языковой реформы не без иронии отмечался современными ему критиками. <...>

Вернуться к чистым формам героической поэмы XVIII века Пушкин... не мог.

Современная ему критика с неодобрением отмечала отсутствие единого плана, двойственность композиции, "раздвоение действия" "Полтавы"", заключавшей в себе две или даже "несколько поэм".

С точки зрения канонов и прежней "героической поэмы" и поэмы новой, "байронической", "Полтава", действительно, не выдерживает никакой критики.

Однако в этой "неканоничности" и заключается все художественное своеобразие произведения Пушкина.

В "Полтаве" мы являемся свидетелями своеобразного борения двух жанров - жанра эпической и лирической поэмы, борения, сказывающегося и в двойственности композиции, и в сопоставлении разных героев, и в колебании Пушкина в вопросе о названии поэмы: сперва поэт... хотел назвать ее "Мазепой", в конце концов назвал "Полтавой".

В беззаконном, соединяющем в себе два прямо противоположных жанра произведении Пушкина с исключительной наглядностью отображается живой процесс творческой эволюции поэта, с замечательной яркостью выступают все "откуда" и "куда" и его жизни и его творчества. <...>

...Сторонники старых, "классических форм" в искусстве считали, что Пушкин, осложнив повествование об "одном из самых... счастливых происшествий царствования Петр Великого" романической новеллой о любви Мазепы и Марии, "унизил" самую идею героической поэмы. <...>

"Полтавой" Пушкин вступил на ту "свободную дорогу" одинокого, непризнанного современниками творчества, по которой... двигала его железная логика его социального бытия.

(Д. Благой, очерк "Полтава в творчестве Пушкина". "Московский пушкинист. Статьи и материалы", ч. II, под ред. М. А. Цявловского, Москвка, 1930 г.)






Это был анализ особенностей жанра поэмы "Полтава" Пушкина: мнение критиков о жанровой принадлежности произведения.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина
Нашли ошибку?




Комментариев нет: