Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Анализ поэмы "Полтава" Пушкина: особенности, суть, смысл, идея

analiz-poltava-pushkin-osobennosti-sut-smysl-ideja
Мазепа и Мария.
Иллюстрация
К. И. Рудакова
Поэма "Полтава" является одним из самых известных произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлен анализ поэмы "Полтава" Пушкина: особенности, суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина












Анализ поэмы "Полтава" Пушкина: особенности, суть, смысл, идея


В. Н. Орлов:

"В центре Пушкинской поэмы стоит величественный образ Петра I. В понимании Пушкина, Петр был представителем прогрессивных сил России, великим преобразователем, переломившим вековые устои старой жизни. Это был правильный исторический взгляд на Петра и на его государственную деятельность. <...>

Петр был одним из любимых исторических героев Пушкина. В "Полтаве" и в других произведениях... Пушкин изобразил Петра человеком могучей творческой энергии и несгибаемой воли... <...>

"Полтава" - восторженный гимн Петру, его творческому гению, его смелой личности. В поэме Пушкина Петр противопоставлен и Карлу XII с его авантюристическими стремлениями к личной славе, и Мазепе с его корыстью и вероломством. Среди изображенных в "Полтаве" исторических лиц Петр - единственный настоящий герой, и это резко подчеркнуто в поэме... <...>

Соблюдая точность в освещении исторических событий и в обрисовке характеров исторических героев, Пушкин, вместе с тем, не считал себя связанным в мелочах и подробностях сюжета. Так, в рассказе о любовном увлечении Мазепы дочерью Кочубея он дополнил исторический факт поэтическим вымыслом. Дочь Кочубея (на самом деле ее звали не Марией, а Матреной) в 1704 году действительно убежала к Мазепе. Но Кочубей послал за ней погоню, и беглянка сразу же была возвращена в родительский дом.

Весь эпизод с сумасшествием Марии, являющейся Мазепе после Полтавской битвы, вымышлен Пушкиным. На самом деле Матрена Кочубей после своего неудачного побега к Мазепе жила в монастыре, где и умерла. Также вымышлен и влюбленный в Марию казак, которого Кочубей посылает к Петру с доносом на Мазепу и который во время Полтавской битвы пытается зарубить Мазепу, но погибает от выстрела Войнаровского. <...>

"Полтавой" Пушкин сказал новое слово в русской поэзии. Это был смелый опыт широкого эпического повествования на историческом материале. При этом Пушкин решительно ломал укоренившуюся традицию: в его поэме история была не фоном и не иллюстрацией, а непосредственным предметом повествования. <...>

И хотя большая часть поэмы посвящена именно Марии и Мазепе, - это поэма не о Марии и не о Мазепе, а прежде всего об исторических судьбах России, о политических конфликтах Петровской эпохи, о Полтавском сражении и о Петре - строителе нового русского государства. Поэтому не случайно, конечно, поэма названа "Полтавой", а не "Мазепой", как первоначально хотел озаглавить ее Пушкин.

"Полтава" - одно из величайших творческих достижений Пушкина, значительнейший этап на пути его развития от романтизма к реализму. <...>

Художественное совершенство "Полтавы" выразилось в блестящем, точном и ясном, чисто русском языке, которым написана поэма, в ее энергичном, мощном и гибком стихе... в скульптурной выразительности человеческих образов - и прежде всего образа Петра... в гениальной картине Полтавского боя, исполненной жизни и движения.

Поэтическое мастерство Пушкина, с таким блеском сказавшееся в "Полтаве", ее эпический размах, широта, обобщенность и идейная насыщенность исторических характеристик обеспечили этой поэмой непреходящее значение одного из самых замечательных произведений русской поэзии."
(В. Н. Орлов, комментарии к книге "Поэма А. С. Пушкина "Полтава"", 1948 г.)









Из рецензии в журнале "Атеней":

"...[в "Полтаве"] воспето происшествие, относящееся к самому важному и самому счастливому событию царствования преобразователя России. <...> По некоторым творениям Пушкина заключить можно, что он исторически изучил век Петра; при воспоминании о великом, единственном в истории государе поэт всегда одушевляется пламенным восторгом. <...>

Содержание поэмы заимствовано из истории, для всех известной. Изобретение, как уже сказано, весьма счастливое. <...>

Я слегка скажу о ее содержании. Богатый и славный Кочубей выше всех сокровищ гордится дочерью. Превосходя всех полтавских красавиц, она обратила внимание старого гетмана, своего крестного отца. Тесные узы духовного родства — непреодолимое препятствие для их союза. Но Мазепа, умевший пленить сердце честолюбивой Марии, похищает ее. Кочубей, побуждаемый женою, не мстя самоуправством, заодно с Искрою пишет донос Петру, и прежний несчастный любовник Марии верно исполняет данное ему поручение. Вдруг Кочубей, ждавший гибели своего злодея, выдан ему по повелению государя. Поздно мать Марии проникла во дворец своей дочери, ничего не знавшей, поздно склонила спешить ее на место казни — там уже пролита была кровь несчастного родителя и его великодушного друга. Мария скрылась от всех поисков своего любовника. Мать ее осуждена на изгнание. Между тем Мазепа, втайне изменивший государю, явно перешел на сторону Карла: они оба принуждены искать спасения в бегстве, проиграв Полтавское сражение. Здесь пал и совместник Мазепы, готовясь в другой раз нанести ему верную гибель. Беглец Мазепа скрывается за рубежом отечества; но прежде растерзанный душою изменник к большему ужасу осужден видеть
жертву своего обольщения, впадшую в безумие.

Почему названа поэма эта «Полтавою»? Мы ожидали «Мазепы»... Смею допустить одну
только догадку. Пушкин, может быть, хотел назвать поэму свою «Мазепою»; но в действии оной не менее берут участие другие лица, и вообще в ней нет главного героя, а потому имя Мазепы, Кочубея, Марии, еще более имя Петра и Карла для нее неприличны. В ней нет великого характера, потому что и самая история происшествия оного не представляет.

Мазепа — хитрый злодей, честолюбием завлеченный в великую ошибку; примеры сему нередки, и таким он от начала до конца у Пушкина. Кочубей, как видно и в самой истории, не был герой любви к отечеству и, имея столь сильные свидетельства против Мазепы, осмелился донести о всем государю по какому-то иному побуждению; отрекся от своих показаний при первой пытке; не хотел украситься страдальческим венцом, до последнего истязания обличая своего противника и врага родины; он некоторым образом навлек гибель Искры. Что оставалось сделать Пушкину, как не в легких очерках представить сии характеры и по крайней мере при самой кончине Кочубея показать в нем христианина.

Если бы главным лицом была Мария — это слишком живо напомнило бы нам «Венецианского мавра». Вместо всяких страстных убеждений поэт представляет, что уже издавна питала Мария страсть свою, и тем избег трагического объяснения между любовниками, вообще слишком пошлого, приличного не для малороссийской скромной красавицы того времени, но для итальянки с ее страстным обожателем. Появление Петра в конце поэмы подтверждает прежнее предположение и представлено с достойным величием.

В «Полтаве» появляется и Карл как бы неожиданно; но по самому плану Пушкина нельзя было представить всех причин, побудивших его к союзу с Мазепою. Вообще автор более всего имел в виду самое происшествие и внимание читателей устремил на Полтаву, где промысл решил судьбу России. Сие великое событие справедливо ли отнесено к судьбе одного человека, к наказанию злодея или к обличению невинного?.. Автор, не желая лишить поэму свою столь прекрасного эпизода, не нарушил ли чрез то единства действия?? — Единство места и времени соблюдены строжайшим образом. Частые обращения от одного лица к другому содействуют к разнообразию, и быстрый ход происшествия приятным образом замедляют прекрасные описания природы, лиц и характеров. Везде (это не последнее достоинство) многое оставлено на догадку читателя; но не думаю, чтобы для кого-нибудь и что-нибудь в сей поэме показалось темным. <...>

Во всей поэме видна кисть Пушкина, ярко живописующая картины самыми естественными красками, везде стихи отличной легкости и гармонии, везде чувства глубокие, сильные и разнообразные, описания предметов, встречавшихся в других его поэмах, изображены с новою прелестию. Касательно стопосложения должно заметить, что Пушкин является в нем более твердым и сильным и вообще талант его кажется достигшим своей зрелости. <...>

Чувства веры в Бога и самоотвержения христианского с неменьшею силою представлены в поэме; они умиляют сердца читателей, растерзанных состраданием о судьбе несчастных, и жертвы злобы в самом унижении возвышаются над злодеями и притеснителями невинности. Осужденный Кочубей ожидает духовника, который должен приготовить его к смерти... <...>

В описаниях картин природы, местоположений и некоторых частных действий равно есть места неподражаемые. <...>

Но для произведений человеческих есть непременный удел — недостатки. Вдохновенные труды поэтов также неизъяты от некоторых несовершенств, в «Полтаве» едва приметных между красотами, столь обильными и разнообразными. Полтавский бой — происшествие важное и великое; но описание оного, сделанное Пушкиным, не выдержит сравнения с описаниями сражений менее значительных, встречающимися в известных эпических поэмах. <...>

Характеры все выдержаны от начала до конца; нам понятно бегство Марии, понятно мщение Мазепы; но сей герой поэмы, коего история представляет честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра пред его победою, предателем Карла после его поражения; сей герой, душа которого так живо описана Пушкиным... изменяет себе, думая при виде спящей Марии.. и раскаивается в своем похищении."
(рецензия неизвестного автора, "«Полтава», поэма Александра Пушкина", журнал "Атеней", СПб., 1829 г., №8)

Это был анализ знаменитой поэмы "Полтава" А. С. Пушкина: особенности, суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина
Нашли ошибку?




Комментариев нет: