Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова

"Демон".
Иллюстрация М. Врубеля
Тема демона и демонизма является одной из наиболее ярких в творчестве выдающегося русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлены материалы о теме демона и демонизма в творчестве Лермонтова: список произведений на данную тему и мнение критиков.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы "Демон"
Все материалы по поэме "Демон"






Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова


М. Ю. Лермонтов развивает тему демонизма на протяжении почти всей своей жизни. Эта тема восходит к библейской легенде о падшем ангеле, восставшем против Бога и превратившемся в духа зла. Очевидно, в этом смысле на Лермонтова оказали влияние стихотворения Пушкина "Демон" (1824) и "Ангел" (1827).

Тема демонизма в творчестве Лермонтова появляется как в лирике (стихотворение "Мой демон" и другие), так и в прозе (образ Вадима и отчасти Печорина) и драме (образ Арбенина).

Главное произведение Лермонтова о демонах и демонизме - это поэма "Демон". Лермонтов задумал это произведение в 1829 году и работал над ней почти до конца жизни - около 10 лет.

Стихотворение "Мой демон" ("Собранье зол его стихия...") от 1829 г. относится к тому же году, что и первые наброски поэмы "Демон", и намечает философскую проблематику поэмы.

Существует стихотворение с тем же названием "Мой демон" ("Собранье зол его стихия..."), датированное 1830-1831 гг. В этой новой версии остались только первые четыре строки. В нем полемика с "Демоном" Пушкина (1824) становится резче и очевиднее.

В стихотворении "Молитва" ("Не обвиняй меня, всесильный...") от 1829 г. демон присутствует незримо.

В поэме "Азраил" (1831 г.) исследователи видят ранний первообраз "Демона". Азраил или Израил — имя ангела смерти, одного из четырех главных ангелов мусульманской мифологии. В поэме "Азраил" это падший ангел, который гораздо ближе к будущему образу Демона. Азраил даже рассматривался иссладователями как первообраз Демона, но в отличие от Демона, он не творит зла. Замысел этой поэмы Лермонтов развил в "Ангеле смерти" и "Демоне".

Еще одно стихотворение, связанное с темой демона и демонизации - "Я не для ангелов и рая..." (датируется концом 1831 г.). Это стихотворение по смыслу является послесловием или одной из версий посвящения к поэме "Демон". В рукописи Лермонтова текст стихотворения следует непосредственно за третьей редакцией поэмы "Демон", что говорит об их связи.

Стихотворение "Послушай, быть может, когда мы покинем..." (датируется 1832 г.) содержит также тематические и мотивные параллели с поэмой "Демон".

В поэме "Сказка для детей" (датируется 1840 г.) появится уже иной демон, "аристократ", "не похожий на черта", умный и ироничный, введенный в бытовую среду. В поэме "Сказка для детей" демон лишен сложного душевного мира и героического ореола.






Е. Соснина о демонизме в произведениях Лермонтова:

"Тема демонизма проходит через все творчество Лермонтова: в лирике («Мой демон»), в прозе (Вадим и отчасти Печорин) и в драме (Арбенин). Среди поэм с замыслом «Демона» имеют несомненную связь «Азраил» и «Ангел смерти».

Традиции этого образа коренятся в западной литературе: «Потерянный рай» Мильтона (ср. у Лермонтова выражение «посла потерянного рая»), «Каин» и «Небо и земля» Байрона (падение ангелов, отдавшихся земной любви), «Любовь ангелов» Т. Мура, «Лалла-Рук» его же (глава «Рай и пери»), «Элоа» Альфреда де Виньи. Но подготовка этого образа именно в такой стилистической обработке, как у Лермонтова, была уже и на русской почве: у Пушкина («Мой демон» и «Ангел»), у Подолинского («Див и пери», 1827)."
(Е. Соснина, комментарии к поэме "Демон", "Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах", том 4, Москва, из-во "Воскресенье", 2000 г.)


О. В. Миллер и Ю. М. Прозоров о теме демонизма в поэме "Демон" Лермонтова:

"Поэма Лермонтова ["Демон"] основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против Бога. К этому образу, олицетворяющему «дух отрицания», обращались многие европейские поэты (Сатана в «Потерянном рае» («Paradise lost», 1667) Дж. Мильтона, Люцифер в трагедии Дж.-Г. Байрона «Каин» («Cain», 1821), Мефистофель в «Фаусте» («Faust», 1808-1831) И.-В. Гете, Падший дух в поэме А. де Виньи «Элоа, или Сестра ангелов» («Eloa, ou la Soeur des Anges», 1822), а также А. С. Пушкин в стихотворениях «Демон» (1823) и «Ангел» (1827)).

Однако Лермонтов в разработке сюжета и трактовке главного образа вполне оригинален и не идет за кем-либо из своих предшественников. Существенная черта своеобразия лермонтовского «Демона» состоит в том, что это трагическая поэма. Сквозь символико-философскую форму в ней проступают черты лермонтовского миросозерцания, идейные и нравственные искания поэта."
(О. В. Миллер и Ю. М. Прозоров, комментарии к поэме "Демон", "Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах", том 2, СПб. 2014)

Это были материалы о теме демона и демонизма в творчестве Лермонтова: список произведений на эту тему и мнение критиков.

Смотрите: 
Все материалы по поэме "Демон"
Все материалы по творчеству Лермонтова
Нашли ошибку?




Комментариев нет: