moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Старик и Трое Молодых" Крылова была написана в 1805 г. и впервые опубликована в журнале "Московский зритель" в 1806 г.

Крылов относил эту басню к числу своих "переводов или подражаний". Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена "Старик и Три Молодых Человека", а та в свою очередь восходит к басне Абстемиуса (Лоренца Бевилоква). 

В этой статье представлены материалы о морали басни "Старик и Трое Молодых" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Старик и Трое Молодых" Крылова


Мораль басни "Старик и Трое Молодых" заключается в том, что бескорыстный труд может приносить человеку не меньше удовлетворения и радости, чем труд ради прямой выгоды (денег и т.д.).

Также своей басней Крылов напоминает о том, что молодежи не стоит "списывать со счетов" пожилых людей только из-за их возраста: нередко энергичные и трудолюбивые старики добиваются куда больших успехов, чем молодые, но ленивые и легкомысленные люди.

Сам Крылов поясняет мораль басни в следующих строках:
"Кто добр, не всё лишь для себя трудится. 
Сажая деревцо, и тем я веселюсь, 
Что если от него сам тени не дождусь, 
То внук мой некогда сей тенью насладится, 
И это для меня уж плод."
Педагог Г. К. Дорофеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
"...Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение..." (о баснях "Стрекоза и Муравей", "Старик и Трое Молодых" и др.) (Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре...", Тифлис, 1895 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни так:
"Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других... <...> 
Достоин похвалы честный труд ради очевидной для себя пользы; еще выше, еще благороднее труд, посвященный исключительно пользе других - ныне живущих и будущих поколений ("Старик и Трое Молодых"), и стыдно тем легкомысленным и несмышленым юношам, которые не понимают выского и благородног значения бескорыстного труда. <...> 
Свет знаний, честный общеполезный труд - вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, - в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" считают, что мораль басни заключается в следуюшем:
"Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях. <...> ...Самонадеянность человека и непрочность счастья изображаются в басне "Старик и Трое Молодых"." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
В. Ф. Кеневич комментирует басню следующим образом:
"В саркастическом замечании о докторах [в басне "Старик и Трое Молодых"] выразилось недоверие, с которым Крылов во всю жизнь относился к медикам и их теориям <....> Это, впрочем, не мешало ему верить в симпатии и исполнять самые нелепые советы старух." (В. Ф. Кеневич, из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова")

Это были материалы о морали басни "Старик и Трое Молодых" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.