Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Мораль басни "Пушки и Паруса" Крылова (анализ, суть, смысл)

moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Пушки и Паруса" была написана Крыловым не позднее 1827 г. и опубликована в альманахе "Северные цветы" в 1829 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Пушки и Паруса" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Пушки и Паруса" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Пушки и Паруса" заключается в том, что сильная страна - это страна, в которой все части устроены разумно и сбалансировано: когда для защиты от врагов есть оружие, а для развития внутри страны - эффективная гражданская власть.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Держава всякая сильна, 
Когда устроены в ней все премудро части: 
Оружием — врагам она грозна, 
А паруса — гражданские в ней власти."
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. Труд лошади собака унижала и сама хвалилась и удальством своим, и трудностью службы...("Собака и Лошадь", "Овцы и Собаки"... "Листы и Корни"... "Пушки и Паруса")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комменитруют мораль басни так:
"Когда некоторые люди утверждали, что вся сила государства основана на военной власти, гражданские же власти в их глазах мало значат, он [Крылов] написал басню: "Пушки и Паруса"." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
В. В. Каллаш поясняет суть и смысл басни таким образом:
"Она направлена против зазнавшейся военщины, которая в те времена третировала штатских и даже гражданские власти." (В. В. Каллаш) 
По мнению А. П. Могилянского, басня "Пушки и Паруса" до сих пор не получила удовлетворительного истолкования.

Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
"...Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня... в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей... <...> 
Еще мудренее такая аллегория, как "Пушки и Паруса", где под пушками разумеется военная сила, а под парусами - гражданские власти. Тут высказана очень дельная мысль. Пушки напрасно хвалились перед парусами: когда паруса разорвало, то корабль погиб со всеми своими боевыми снарядами. Но, без сомнения, эту мысль можно объяснить воспитанникам только при известной степени их развития." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
И. В. Сергеев с восторгом отзывается о художественном языке басни "Пушки и Паруса":
"Можно наугад взять несколько отрывков из различных басен и убедиться, с какой виртуозностью владел словом Крылов. Вот описание бури в басне "Пушки и Паруса"... Сочетания звуков, то тяжелых и мрачных, то блистающих, сталкивающихся друг с другом, мгновенно рождают в воображении картины простора и бури; тут взвешено не только каждое слово, каждый звук, но каждая отдельная буква. Только с Крылова, пожалуй, русская азбука заиграла всеми красками радуги." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Это были материалы о морали басни "Пушки и Паруса" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Нашли ошибку?




Комментариев нет: