moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Любопытный" Крылова была впервые опубликована в журнале "Сын Отечества" в 1814 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Любопытный" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни вы можете найти здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Любопытный" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Любопытный" заключается в том, что люди нередко углубляются в детали настолько, что не замечают главного и важного. В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как ограниченность, недальновидность, узость мышления. 

Благодаря басне "Любопытный" стала крылатой следующая фраза:
"Слона-то я и не приметил..."
По мнению В. Ф. Кеневича, в основе этой басни лежит реальная история:
"...поводом к сочинению этой басни послужил следующий случай: кто-то из приезжих в Петербург, посетив кунсткамеру, за обедом у Авраама Сергеевича Норова с восторгом говорил об ее богатых коллекциях, останавливаясь на самых мельчайших предметах. На вопрос же, видел ли он слона, отвечал: «Виноват, слона я не заметил». Этот рассказ сообщен нам А. А. Куниным." (Кеневич В. Ф., из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова")
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко - и в действительной жизни, и в зеркале жизни - в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их ("Зеркало и обезьяна"). Невнимательно относясь к себе, мы нередко и в окружающем не видим существенного и важного для нас: замечаем (в жизни и в книге) мелочи, а слона не примечаем ("Любопытный"). <...> 
Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что суть и смысл басни заключаются в следующем:
"Басня "Любопытный" дает случай объяснить, что такое кунсткамера, музей естественной истории. Всего естественнее показать бы это детям на деле... <...> Чтобы дать понять басню, необходимо сказать, что слон... стоит в Петербургской кунсткамере, в особой комнате, которую рассеяный посетитель легко может обойти. "Слона-то я и не приметил" - относится к людям, которые, увлекаясь мелочами, пропускают без внимания важные предметы. У детей это бывает очень часто по непривычке сосредоточивать внимание на главном предмете. Но предметы, поражающие величиной, всегда их привлекают: им скорее надобно объяснить, что в природе какая-нибудь букашка, мошка, важны не менее слона, что слон, в том смысле, какой придает ему басня, может заключаться в предметах, самых незначительных по виду." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.) (Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре...", Тифлис, 1895 г.)
И. В. Сергеев считает басню "Любопытным" маленькой пьесой:
"Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки - пояснения действий. Разве его "Демьянова уха", "Волк и Ягненок", "Лисица и Сурок", "Лжец", "Два Мужика", "Любопытный" - не маленькие пьески?.." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Такова мораль басни "Любопытный" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.