moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Хмель" Крылова была написана до 29 февраля 1816 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике "Новые басни" (ч. V).

В этой статье представлены материалы о морали басни "Хмель" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Хмель" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Хмель" заключается в том, что хитрые, лицемерные люди с удивительной легкостью меняют свое мнение, чтобы извлечь выгоду. У таких людей нет твердых убеждений: сегодня они вас ругают, а завтра - хвалят, и наоборот. В конце концов подобные люди не вызывают ни уважения, ни доверия, но при этом они нередко добиваются своих целей с помощью лести и других уловок.

По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов намекает на лицемерие и интриги в придворных кругах:
"Заключение басни содержит намек на придворные круги с их раболепными льстецами, фаворитами и интриганами." (Б. И. Коплан)
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Такие ж у льстеца поступки и дела: 
Он на тебя несет тьму небылиц и бредней; 
И как ты хочешь, так трудись, 
Но у него в хороших быть не льстись; 
А только в случай попадись,—  
Он первый явится в передней."
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
"Корыстный расчет побуждает низких людей напрашиваться на дружбу, льстить, унижаться... (..."Хмель")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют суть и смысл басни таким образом:
"...В басне "Хмель" льстец на тех, от кого он не получает прибыли, готов взводить кучу всяких небылиц; но только стоит попасть в случай к льстецу, как он будет превозносить того же, кого раньше бранил." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:
"Тут Хмелем означается такой человек, который к тому только и льнет, того только и хвалит, от кого надеется пользу получить, хоть этот, для него собственно полезный человек, и ничего не стоит, как та тычинка, что хозяин сломил. Другой же и достойный человек, да от него он не видит себе никакой пользы, так и бранит его на чем свет стоит. А как пришлось так, что этот самый занял место прежднего его благодетеля - тотчас и перемена, он же первый к нему подползет... Кто не встречал таких переметчивых душ! Они иногда и успевают в своем деле, да все-таки ни от кого доброго имени не заслужат. 
Дуб по своему росту, по своей величавости превосходит многие обыкновенные деревья; поэтому под Дубом разумеют человека сильного, который по своим достоинствам стоит выше других. Здесь Дубком указывается на человека молодого, который своим умом и добрым поведением обратил на себя внимание кого-нибудь из старших, получил при нем место, занялся своим делом как следует, и вышел, как говорится, в люди: стал и сам старшим над другими."  (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)

Такова мораль басни "Хмель" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова