moral-basni-zerkalo-i-obezjana-krylova
"Зеркало и обезьяна".
Рисунок неизвестного художника
Басня "Зеркало и Обезьяна" Крылова была написана до 2 января 1816 г. и в том же году впервые опубликована в журнале "Сын Отечества".

В этой статье представлены материалы о морали басни "Зеркало и Обезьяна" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни вы можете прочитать здесь

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" Крылова


Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков:
"Таких примеров много в мире: 
Не любит узнавать ни кто себя в сатире.".
Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице:
"В чужом глазу соломину видит, а в своём – бревна не замечает".
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в следующем:
"В басне "Зеркало и Обезьяна" выражен порок, которому, по несчастью, все мы более или менее причастны, – порок, состоящий именно в наклонности нашей осуждать других, замечать в них малейшие недостатки, не замечая в себе гораздо более значительных; почему и говорится, что в глазу другого видна и пылинка, а в своем не видим и бревна. Так точно и обезьяна, видя себя в зеркале, приписывала свое уродство, свои ужимкм, своим кумукам, то есть своим знакомым; вот почему Мишка, медведь, под которым выставлен человек совестливый, беспристрастный, советовал ей взглянуть на себя. 
Только строгая поверка собственных дел можеть служить зеркалом для души нашей; поверка эта, по нашему себялюбию, пристрастию к самим себе, бывает очень трудна; мы даже иногда боимся взглянуть себе в душу, чтобы не унизить себя в собственных глазах своих; между тем ничто нам не мешает рассматривать поступки других, иногда даже нас побуждает к этому зависть, оскорбленное самолюбие тем, что мы в общем мнении стоит ниже других. Кто не обращает внимания на свои поступки, тот никогда не исправится ни от недостатков своих, ни от пороков; напротив, они с каждым днем будут в нем усиливаться." 
(Хемницер И.И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" видят суть и смысл басни в следующем:
"Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело – подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: "На каждом человеке есть два мешка: один – спереди, другой – сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний – чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них – как на ладони!". Прочтите у Крылова басню "Зеркало и Обезьяна"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в следующем:
"Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко – и в действительной жизни, и в зеркале жизни – в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их ("Зеркало и обезьяна"). <...> Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют суть и смысл басни так:
"...Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, – хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: "Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!" Пусть им говорят то же, что в басне "Зеркало и обезьяна" сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Такова мораль басни "Зеркало и Обезьяна" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова