басня ларчик крылова иллюстрация
"Ларчик".
Иллюстрация К. И. Рудакова
Басня "Ларчик" И. А. Крылова была впервые напечатана в "Драматическом вестнике" в 1808 г.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни "Ларчик" Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.

Полный текст басни можно прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова








Краткое содержание и мораль басни "Ларчик" Крылова


Краткий пересказ басни "Ларчик"


Однажды механик оказывается в мастерской, где видит красивый, аккуратно отделанный ларчик. На этом ларчике не оказывается замка. Механик заявляет, что любой ценой откроет этот "ларец с секретом". Мужчина самыми разными способами пытается открыть ларец, но безуспешно. Собравшиеся вокруг люди смеются над ним. В конце концов механик устает и оставляет ларец в покое. На самом деле оказывается, что ларчик открывается просто.
"Ларчик".
Иллюстрация
А. П. Сапожникова


Мораль басни "Ларчик"


Мораль басни "Ларчик" заключается в том, что люди нередко ищут сложные решения там, где задача решается очень просто. Вот как сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
"Случается нередко нам 
И труд и мудрость видеть там, 
Где стоит только догадаться, 
За дело просто взяться."
Автор напоминает, что порой стоит взглянуть на проблему просто, потому что решение может лежать на поверхности. Нередко самым лучшим решением оказывается самое простое и элементарное. Кроме того, не стоит видеть сложности там, где их на самом деле нет:
"...А Ларчик просто открывался." 
Любопытно, что механик прекрасно видит, что у ларчика нет замка. Однако герой даже не пытается открыть ларец традиционным способом (потянув, например, за крышку). Вместо этого механик делает вывод, что "ларец с секретом":
"...Ларец с секретом,  
Так; он и без замка..."
Также из басни можно сделать следующий вывод: разумный человек должен расходовать свои силы и время наиболее рационально. Басня напоминает нам и о том, что гордость и тщеславие часто ослепляют человека и не позволяют ему трезво оценить ту или иную ситуацию, проблему и т.д.

Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни "Ларчик" может быть неправильно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
"...Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня... в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей... <...> 
Басня "Ларчик" служит пояснением русской пословицы: "Догадка лучше разума". Тут осмеяно пустое мудрование, которым только запутываешь дело. Но форма басни может ввести в заблуждение. Мудрец механик рвется, потеет посреди всеобщего смеха и шуток: видно уж очень пустая наука - механика, когда чем больше ее знаешь, тем более глупеешь! Правда, как бы высоко ни стояла наука, она не производительна без живого применения к делу. Да разве ребенок может это понять? Для него очень часто знание является чем-то отвлеченным от жизни; при самом лучшем преподавании вы не дадите тотчас почувствовать пользы всего, чему его учат. В этом случае вредна всякая шутка над наукою, в каком бы виде эта наука ни являлась. ...Если читать... [эту басню] с детьми, то необходимо... [ее] объяснить как слелует..."
(В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)

Педагог Е. В. Петухов также считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... <...> ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <...>  
Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества... в числе... басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют... такие, как... "Огородник и Философ", "Ларчик", "Водолазы", "Крестьянин и Лисица". <...> 
...Насмешке подвергается от автора "механики мудрец" в басне "Ларчик". Не станем да и нельзя утверждать, чтобы у баснописца было намерение осмеять просвещение и безусловно выше его поставить грубый опыт; в мысли Крылова, скорее, было желание указать на смешные стороны педантства и выставить достоинства простого здравого ума и обыкновенной сметливости и догадки, но вместе с тем нельзя не опасаться за двусмысленность вывода из этих басен в педагогическом отношении. Было бы очень грустно, если бы ребенок увлекся такой критикой педантства и поверхностного просвещения в противоположную сторону поклонения тому, что уже привлекательно для детского или вообще неразвитого ума по той одной причине, что не требует от человека усилия и труда." 
(Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Такова мораль и краткое содержание басни "Ларчик" Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова