analiz-propala-sovest-saltykov-shhedrin
"Пропала совесть" - это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ сказки "Пропала совесть" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл, суть произведения.










Анализ сказки "Пропала совесть" Салтыкова-Щедрина


А. С. Бушмин:

"Салтыков не разделял мелкобуржуазных концепций о возможности достижения социального идеала только путем морального исправления эксплуататоров. В понимании причин социального зла и путей его искоренения он не придавал моральному фактору решающего значения и не связывал с ним далеко идущих надежд.

Вместе с тем он не преуменьшал огромного значения нравственности — стыда и совести — как действенного начала в общественной борьбе. И в этом смысле он может быть назван великим моралистом.

Не чужда была ему и мысль о воздействии на «эмбрион стыдливости» в людях привилегированной верхушки общества. Поэтому наряду с политическими и социальными проблемами он так или иначе постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.

В частности, среди его сказок есть такие, которые посвящены преимущественно осмеянию и отрицанию морали эксплуататоров. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и Пороки», «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым».

Первые три из перечисленных сказок — сатира на исторически изжившие себя моральные принципы привилегированных классов. Писатель показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитических слоях общества. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу», от которой каждый стремится поскорее избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и Пороки»). Здесь все подлинно высокие человеческие достоинства признаются ненормальными, опасными и подвергаются жестокому гонению («Дурак»). <...>

Первые три из перечисленных сказок — сатира на исторически изжившие себя моральные принципы привилегированных классов. Писатель показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитических слоях общества. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу», от которой каждый стремится поскорее избавиться («Пропала совесть»)."

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)


Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:

"...верил ли Салтыков в лучшее будущее народа? Для внимательного читателя его произведений ответ на этот вопрос не представляется трудным. Вспомним концовку сказки "Пропала совесть". Никому не нужная, всех тяготящая и всеми проклинаемая совесть упросила последнего своего содержателя, какого-то "мещанинишку", "растворить" перед нею "сердце чистое" "маленького русского дитяти" и "схоронить" ее в нем. "Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть." Социальный смысл этих замечательных слов настолько ясен... что не нуждается ни в каких пояснениях."

("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)


Это был анализ сказки "Пропала совесть" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл и суть произведения.