Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Жанр романа "Дубровский" Пушкина: художественные особенности

zhanr-roman-dubrovskij-pushkin-hudozhestvennye-osobennosti
Художник Б. М. Кустодиев 
Роман "Дубровский" - одно из самых известных прозаических произведений А. С. Пушкина.

В этой статье представлены материалы о жанре романа "Дубровский" Пушкина: анализ художественных особенностей произведения.










Жанр романа "Дубровский" Пушкина: художественные особенности


(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова "О романе "Дубровский"" из книги "Дубровский. Роман", 1977 г.)

"Роман "Дубровский" - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. <...>

В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положеие крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.

Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера "Разбойники". Эта трагедия положила начало возникновеню множества "разбойничьих" драм, поэм, повестей и романов. Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Вульпиуса "Ринальдо Ринальдини" (1797) - в Германии, романа Шарля Нодье "Жан Сбогар" (1818) - во Франции и поэм Д. Байрона "Лара" и "Корсар" (1814) - в Англии.

Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев "разбойничьих" повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей.

Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не "разбойничков", а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. <...>

В конце 20-х - начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях. Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман "Дубровский"; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в "Дубровском" внешне продолжает традиции "разбойничьего" романа: главный герой - молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы стить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

Любовь молодого разбойника к дочери его врага - тоже характерный мотив для романтического "разбойничьего" романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай."

(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова "О романе "Дубровский"" из книги "Дубровский. Роман", 1977 г.)








(А. Яцимирский, статья в книге "Пушкин", из серии "Библиотека великих писателей" под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)

"...Пушкину принадлежит... первый серьезный и художественно-реальный социальный русский роман. С него начинается совершенно новый у нас литературно-общественный жанр...

Это - "Дубровский", набросанный наскоро, карандашом, в течение почти двух месяцев, с слабыми следами отделки, порой только с намеченными широкири картинами социального зла и с ясными ответом, данным, впрочем, не самим Пушкиным, а жизнью. Автор не отдавал "Дубровского" в печать... Скорее - потом, что находил в то время совершенно неудобным, даже невозможным для печатания подобных вещей. <...>

Как художник-гражданин, Пушкин в "Дубровском" нападает не на отдельные личности, а на весь государственный уклад. <...>

Социальная правда "Дубровского" и образа самого Дубровского состоит именно во всем ужасе того порядка, который делает навозможным существование масс, развращает тех, кто владеет этим массами и вызывает появление таких героев, которые своим благородством, идеализмом, рыцарством, душевной красотой приковывают к себе все симпатии масс, терроризируют угнетателей и власти, все время держат в напряжении внимание читателей, заставляют его трепетать за судьбу героев. Это те разбойники-идеалисты, которые не убивают, а только грабят, которые отнимают, отбирают у имущих слишком много, грабят не для себя, а для неимущих, далеки от жестокости, изуверства...

Образ разбойника много раз привлекал внимание Пушкина. Припомним Пугачева в "Капитанской дочке" и в "Материалах для истории пугачевского бунта"... <...>

...но... нигде образ разбойника-идеалиста не вылился в такой законченной и цельной форме, как в "Дубровском"."

(А. Яцимирский, статья в книге "Пушкин", из серии "Библиотека великих писателей" под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)


Это были материалы о жанре романа "Дубровский" Пушкина: анализ художественных особенностей произведения.

Комментариев нет: